Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры

Информация о культуре » Понятие культуры » Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры

Страница 6

Своим развитием общество обязано творческим личностям, которых гораздо больше, чем принято думать. "Каждый человек, – писал Э. Сепир, – стремится оставить свой отпечаток на окружающей его социальной среде и хотя бы в бесконечно малой степени, но сделать так, чтобы его индивидуальность сыграла свою роль в выборе направления, избираемого никогда не прекращающимся движением, которому с неизбежностью подчинены и форма, и содержание общественной жизни. Конечно, сознание человека в такой огромной степени сформировано наследуемой им общественной традицией, что собственный, индивидуальный вклад даже заметных, оригинальных умов имеет тенденцию растворяться в толще культуры. Более того, равнодействующая компромисса, с необходимостью возникающая при столкновении тысячи воль, из которых лишь некоторые обладают неотразимой силой, в значительной степени сводит на нет социальную значимость каждой отдельной личности. Все это в основном так. И тем не менее, всегда и везде думает, и действует, и мечтает, и бунтует все та же личность". Личность (индивидуальная и социальная) является источником развития культуры.

Существуют глубокие антропологические основания, влекущие личность к творческому "преступлению" в культуре.

Первое основание – это (в терминологии Ч. Ламсдена и А. Гушурста) кулыпурогены, или паттерны, базовые схемы универсальных представлений определенной ценностной направленности. Их можно охарактеризовать как индивидуализируемые "архетипы" (термин К. Юнга), персонализированные первообразы, первомысли, выраженные с помощью мифологических символов. Например, М. Лермонтов и М. Врубель художественно воплотили в своих неподражаемых произведениях смысло-образы демона – существа, гонимого богами и людьми. Один написал замечательную романтическую поэму "Демон". Другой создал в стиле модерн потрясающие художественным гротеском картины "Демон сидящий", "Демон поверженный". Поэзия Лермонтова и живопись Врубеля по сути своей являются эталонными образцами возвышенного демонотворчества.

Второе основание интеллектуальной активности и творческой деятельности состоит сначала в предсознательном, а затем осознанном стремлении каждой незаурядной личности если не "обмануть", "победить" смерть, то, по крайней мере, компенсировать предстоящее небытие физического субстрата социальным бытием культурной субстанции и рельефно отпечатать в последней подлинную самость, свое аутентичное Я. В порядке предположения можно назвать лежащий в основе этого стремления подспудный психологический мотив окультуренным "инстинктом бессмертия" . Во всяком случае, объективно культура выступает в качестве субститута (аналога) продолжения жизни творцов в "трансфизической", "трансперсональной", информационной форме.

Уязвима для критики точка зрения немецкого философа-иррациона- листа А. Шопенгауэра ("Мир как воля и представление"). Он считал, что согласно некоему "мировому закону" индивиды умирают, чтобы продолжилось развитие общества, исчерпав не только свои физические возможности, но и культурный ресурс, определенный историческим временем. Эта спорная мысль, выпестованная спекулятивной метафизической концепцией, не воспринимается не только психологически, но и интеллектуально. Первостепенная задача цивилизованного сообщества – неуклонно увеличивать продолжительность человеческой жизни без установленного предела, что вовсе не препятствует прогрессу культуры.

Личность человека соединяет в себе свободу, ответственность, индивидуальность, творчество, самоосознание (В.П. Тугаринов). Творческий порыв и ответственный поступок, стимулированные стремлением личности продолжиться в истории, следует расценивать как атрибуты осмысленного человеческого существования, как способы заполнения информационных и экзистенциальных "брешей". Так развивается высокая культура, взятая в динамике и в аспекте своего высокого предназначения.

Творцы значительных идей и произведений культуры глубоко и остро чувствуют свою историческую роль, состоящую в том, чтобы выводить современников и потомков из тяжелого состояния смыслоутраты, "психологического затмения", ценностно-нормативной разрегулированности (anomi – в терминологии Э. Дюркгейма), вызванных девальвацией идеалов. По образному выражению А. Блока, творцы высокого искусства как бы заполняют своей духовной плотью "трещины мира". Вспомним также афоризмы У. Шекспира: "Мир вывернулся из коленной чашечки!", "Мир треснул – и трещина прошла через сердце поэта!"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Деятельность Джуджетто Джуджаро
Проф-ую деят-ть начал в 17 лет как дизайнер автомоб-ой промышл-ти - сначала в Центре стиля фирмы "Фиат",затем на кузовных фирмах "Бертоне" и "Гиа". С 18 г. возглавляет собственную дизайнерскую фирму (первонач ...

Электронный каталог
Входящая в третье тысячелетие современная библиотека — это уже не только книгохранилище, но и своеобразный "электронный архив". Это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных ее носите ...

"Боярыня Морозова"
" .А то раз ворону на снегу увидал . Сидит ворона на снегу и крыло отставила, черным пятном на белом сидит. Так вот эту ворону я много лет забыть не мог. Закроешь глаза - ворона на снегу сидит. Потом "Боярыню Морозову" напи ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы