Архитектурные особенности комплекса «Лошицкий парк»

Информация о культуре » Историко-архитектурные особенности комплекса "Лошицкий парк" » Архитектурные особенности комплекса «Лошицкий парк»

Страница 1

Старинные усадьбы занимают особое место в культурно- историческом наследии Беларуси. Это сложные комплексы соподчиненных архитектурных и природных элементов. Усадьбы включают жилые, служебные, хозяйственные и промышленные сооружения, сады и парки, водные системы, а также малые архитектурные формы.

Как и все старинные усадьбы, Лошицкая, создавалась в соответствии с духом своего времени: центральная планировочная ось в ней проходит через въездною аллею и упирается в усадебный, Белый дом. В усадьбу был еще один въезд со стороны Игуменского тракта, ныне ул. Чижевских, здесь расположены: белая мельница и броварский комплекс.

В XVIII в. на территории Лошицкой усадьбы была построена римско-католическая церковь каплица. Алтарь его был выдержан в стиле позднего белорусского (виленского) барокко, которому присущи красочность и пластичность форм, многоплановая пространственная структура фасадов, богатство света, стройность и легкость, которые придавали здания утонченные пропорции, мудреные сквозные проемы, криволинейные облики башен и фронтонов. Ее вместе с панорамой всей усадьбы запечатлел на своей акварели известный художник Юзеф Пешка. Лошицкая авторитария представляла собой каменное, криволинейное 8-гранной конфигурации здание, законченное шалашеподобным куполом под шатровой крышей. Изюминку интерьеру придавали орган и богато декорированные, испещренные уникальной резьбой алтаря Святой Пани Марии Святого Николая.* Вообще наличие в костеле нескольких дополнительных алтарей, кроме главного, расположенного алтарной части, - это явление распространенное, но то, что это подчеркнуто в название самого католического храма – факт очень нетрадиционный. После присоединения белорусских земель к Российской империи, по Беларуси прокатилась волна восстаний. В настоящее время остатки каплицы сохранились недалеко от главной аллеи.

В XVIII веке также был заложен новый, уникальный парк с разными сортами экзотических деревьев и кустарников.* Планировка парка, заложенного Прушинским, дошла и до наших дней. Украшением этого парка был дом Прушинских. Уже в 1880-х годах в польских энциклопедических изданиях о Лошицком парке говорится, как о «красивой резиденции». Дом Прушинских, был не слишком велик. Внешний вид его характерен для шляхетской усадьбы средней руки или фольварка: прямоугольный в плане, одноэтажный, из бруса, на мурованном фундаменте, накрытом тесом от дождя, под высокой гонтовой крышей, с небольшим крыльцом без покрытия таким дом простоят без изменений почти 150 лет.

Последняя реконструкции была проведена Любанским. Был специально приглашен архитектор, который нашел довольно нестандартное решение задачи по реконструкции. К деревянному дому XVII века был пристроен новый каменный корпус с четырех скатной крышей, а с тыльной стороны перед новой двухэтажной частью сделали поднятую на высокий цоколь террасу - веранду. В итоге дом получил ассиметричную, но органичную композицию, как будто задуманную с самого начала строительства. Декоративной резьбой украсили изящные столбики перед входом, оконные рамы.

Любанский превратил для своей невесты Ядвиги провинциальный дом в изящную резиденцию в стиле модерн. Дом стал не только удобным, но и красивым – деревянные резные детали придавали ему особую эстетику. Внутренняя отделка соответствовала тогдашним понятия о роскоши: стены облицованы дубовыми панелями, печи и камины выложены удивительного достоинства изразцами, уникальными на сегодняшний день. Любанские выбрали для вестибюля английский стиль, для коридора и лестничного подъема – помпейские росписи. Оформляя библиотеку и столовую, использовали элементы ренессанса, а гостиные были выдержаны в нарядном и затейливом стиле рококо. Не последнюю роль в убранстве покоев сыграли кафельные печи. Их в доме сохранилась целая коллекция, центральное место в ней занимает камин, выполненный в Риге по немецким образцам.* Заботливо были подобраны мебель, картины, библиотека. После перестройки Лошицкая усадьба стала упоминаться в европейских, в частности, в польских альбомах, как одна из самых живописных.

Одновременно с реконструкцией белого дома рядом с ним был построен двухэтажный деревянный флигель (зеленый дом), сделана ограда из кованых прутьев. Не остались без изменений и хозяйственны постройки.

Евстафий Любанский построил в Лошице несколько доходных предприятий: две мельницы, крахмально- паточный цех, винокуренный «бровар», кирпичный заводик(благодаря которому, кстати, обнес обширную территория кирпичной стеной, остатки которой существуют и сегодня).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Пром-я революц. ХVIII – XIX вв. и ее знач. для развит. формообраз-я предметного мира
В сер. 19 в. в развитых странах Зап. прошла промышл-я революция и стали появляться нов. изобретения, много машин-механизмов. В 1851 г. состоялась 1-я всемирная промышленная выставка, где были представлены последние технич-е возможности и ...

Андреа Паллааио
Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гуманисты. Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учитель ...

Авангардные направления в зарубежном дизайне 1980-х 1990-х годов
В 1980-х 90-х гг. авангардные направления проявляли схожие тенденции. Вот основные из авангардных направлений 80-90 гг.: «Хай-тек», «транс-хай-тек», «хай-тач», постмодернизм, «архетипы», «минимализм». Термин «хай-тек» появился в 1978 г. ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы