Искусство значительно менее нормировано, чем, скажем, право или религия. В искусстве всякий новый стиль становится наглядно зримым отклонением от старого (что не исключает известную преемственность художественных форм). Не случайно чешский философ и теоретик искусства Ян Мукаржовский образно характеризовал художественные нормы как "арену отклонений", подчеркивая, что ни одна из них не может требовать абсолютно обязательного выполнения творцом: "Художественное произведение – это всегда неадекватное применение эстетической нормы . История искусства, если мы рассматриваем ее с точки зрения эстетической нормы, предстает перед нами как история мятежей против господствующих норм. Отсюда вытекает особое свойство живого искусства: в том впечатлении, которое оно производит на нас, эстетическое удовольствие смешано с неудовольствием". Во все эпохи существовали конформисты и консерваторы, которые во всеуслышание заявляли о преобладании (в них!) чувства неудовольствия от появления художественных новаций и стремились навязать публике отсталые взгляды и эстетические вкусы и выразить "общее" или даже "официальное" недоверие появившимся "бунтарям". Завоевание социальных симпатий и общественного признания художниками-новаторами достигалось тем, что они создавали оригинальные, открывающие новые вехи культурного прогресса стили, которые отвечали эстетическим ожиданиям и мировоззренческим установкам передовых слоев интеллигенции, их внутреннему чувству гармонии форм.
Первоимпульсом подлинной культуры всегда будет обретение уникального смысла в неповторимых ситуациях и выход за пределы устаревающих норм, который требует их пересмотра под углом зрения меняющихся или корректируемых ценностей и идеалов.
Идеалы представляют собой обобщенные ценностные представления о пределах, вырисовывающихся при достижении ключевых общественных и индивидуальных целей. Они ориентируют как некие виртуальные маяки, направляют изменение и взаимное преобразование смыслов, ценностей и норм.
Идеалы в своем абсолютном выражении недостижимы. Несмотря на относительную устойчивость, они также не могут претендовать на неизменность.
Итак, новые смыслы обобщаются в ценностях, которые мотивируют социальное признание допущенных отклонений от прежних норм и тем самым способствуют ускоренному превращению данных обоснованных отклонений в институциональные нормы. Этот сложный процесс направляется соответствующими идеалами, которые сами при достижении искомых целей и результатов могут пересматриваться. Такова представленная в общем виде диалектика внутреннего развития культуры.
Идеалы, даже религиозные (наиболее устойчивые, где-то консервативные), выступая в качестве глубинных оснований культуры, тем не менее – по закону обратной связи – изменяются в результате творчества смыслов, аккумулируемых в совместных ценностях, которые в конечном счете конкретизируются и канонизируются в нормах. Как это ни покажется парадоксальным, смысл первичен и в сфере религиозной культуры. Без личностного переосмысления моральные императивы, содержащиеся, в частности, в заповедях Моисея, заветах и проповедях Христа, невозможно буквально применить при поиске выхода из жизненного и духовного тупика.
Индивид, попавший в такой тупик (пример из книги В. Франкла "Человек в поисках смысла"), должен проявить исключительную самостоятельность, взять на себя полную ответственность в определении правильной линии поведения, в нахождении единственного выхода из критической ситуации. Среди приведенных автором примеров особенно впечатляет драматическая история человека, который попал в Освенцим вместе со своей молодой женой. "Когда они оказались там . их разделили, и в этот момент он вдруг почувствовал сильное стремление умолять ее выжить "любой ценой " . Она поняла, что он имел в виду: она была красива, и в недалеком будущем для нее мог возникнуть шанс сохранить жизнь, согласившись на проституцию среди СС. И поскольку такая ситуация могла возникнуть, муж хотел заранее, так сказать, отпустить ей грех. В последний момент совесть заставила его, приказала ему освободить жену от заповеди "не прелюбодействуй". В уникальной – поистине уникальной – ситуации уникальный смысл состоял в том, чтобы отказаться от универсальной ценности супружеской верности, нарушить одну из заповедей. Разумеется, это была единственная возможность исполнить другую из десяти заповедей – " не убий ". Если бы он не дал ей этого разрешения, он принял бы на себя долю ответственности за ее смерть". Гуманистическая культура обязывает личность брать на себя ответственность за решение индивидуальных и общественных проблем разной степени сложности и разного масштаба.
Еще по теме:
Формирование социалистической культуры как категории культурологического
знания: исторические детерминанты и направленность
Как известно, начало советскому периоду отечественной истории и культуре положила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Социальное творчество, возникшее вместе с революцией и строительством основ социализма, привело к ...
Рождение антиутопии из духа кризиса и борьбы
Неизменным спутником утопии была антиутопия. Наряду с понятием «антиутопия» существуют и часто употребляются как синонимы такие понятия, как «негативная утопия», «какотопия», «дистопия», «контрутопия», «утопия-предупреждение». Например, р ...
Теория циклического развития культуры О. Шпенглера и А. Тойнби
Книга Данил. «Россия и Европа» оказала большое влияние на немецкого философа О. Шпенглера (1880-1936 г.г.), основной труд кот. «Закат Европы». Вслед за Данилевским Шпенглер утверждает, что никакой общей истории не существует, история мног ...