Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры

Информация о культуре » Понятие культуры » Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры

Страница 3

Нам кажется, что женская красота – особенно в славянском мире – привлекает не утонченной кукольностью, рафинированные образы которой можно лицезреть на картинах французских художников Буше, Натье, Фрагонара – приверженцев рококо, аристократически-изысканного салонного стиля. Отдал дань этому стилю в ранний период творчества и Лепренс. Однако знакомство с новой культурой заставило иммигранта пересмотреть прежние эстетические вкусы, выработать самостоятельный метод и стиль, а также более близкое природному естеству представление о женской красоте, характеризующейся неотразимыми сочетаниями симметрии–асимметрии, пропорции–диспропорции. Недаром ученые разных профилей говорят о том, что моменты тонкой асимметрии форм являются необходимыми импульсами самодвижения в мире живой природы и культуры, а также динамичными моментами эстетической гармонии, порождающей множество субъективно-объективных оценок.

По Н. Смелзеру, " .ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться". Данная формулировка может служить вспомогательным кратким определением не понятия ценности, а понятия оценки. Ценность, сдвинутая к субъекту, интерпретированная субъектом, превращается в оценку. Оценка – это ценность ценностей. Индивидуальные личности, превосходя социальные личности, наделяют дополнительными характеристиками субъективно- объективные значения выделенных явлений и тем самым как бы критически переоценивают последние. В результате могут изменяться сами исходные ценности. Они преобразуются по мере выделенных индивидуальных смыслов. Превращение смыслов в новые ценности происходит по мере того, как первые признаются и синтезируются увеличивающимися социальными слоями.

В частности, основу появления новых мировых религий или их конфессий всегда составляла индивидуальная переоценка ценностей, совершаемая пророками-пассионариями. К примеру, отрицание католичества протестантизмом Мартин Лютер мотивировал ключевой идеей: "Богу угодно то, что угодно человеку". В. А. и М. В. Сухаревы отмечают, что из этой идеи выросла вся скорректированная кальвинизмом система новобуржуазных ценностей, основанная на культе методичного труда, предприимчивости, бережливости, обогащения и вызвавшая – в результате преломления через отличающиеся национальные характеры, социально-экономические, политические, религиозные менталитеты – разные общественные последствия в ряде западноевропейских стран и в США.

Ценности как бы образуют базовый материал для норм, но предварительно проясняются в общих "перекрестных" понятиях (или понятиях-образах), получивших название концептов. В переходных (трансформационных) обществах, выбирая такую ценность, как демократия, социальные союзы и политические объединения должны в первую очередь мировоззренчески определиться, ведут ли они отсчет демократии от понимания ее как действительной власти народа или, по совету либеральных "друзей народа", склонны редуцировать демократию к уровню либеракратии, к формальному праву свободно обсуждать и выбирать отчужденную власть. Ведь результат такого "выбора" фактически предопределен могуществом денег.

Возникает потребность в концептуальном прояснении общих признаков и особенных национальных черт (моделей) аутентичной демократии. В белорусском обществе по традиции социально-экономическая демократия имеет приоритет по отношению к демократии политической. Сегодня в Республике Беларусь выходят на качественно новую ступень системная идеологическая проработка и практическое освоение общей для гражданского общества и государства "посполитой" демократии, а также совершенствование национально оптимальной модели социально-экономического и политического развития. Данная модель должна соответствовать обновляемым нормам экономической и политической культуры, коррелятивным достоинствам белорусского национального характера, межнационального менталитета, базовым ценностным ориентирам общенациональной и общечеловеческой ментальности.

Надо иметь в виду, что любые нормы ограничены историческим временем и окружены допустимыми отклонениями. Есть даже специальные нормы для конкретных отклонений (Ю М. Лотман). Нормы – это рассчитанные на типичные ситуации запреты и предписания, правила и установления, социальные требования должного, своеобразные алгоритмы, регулирующие формы, "усредненного" поведения, стандартизированной деятельности в определенных условиях. Типовые нормы хорошо работают в стандартных ситуациях и не совсем подходят (или совсем не подходят) к неординарным жизненным случаям. Трудно, порой даже невозможно, следовать жестким, привнесенным извне нормам в процессах высокого творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Механическая обработка
После охлаждения отливки форма разрушается. Отливки на обрезных прессах или другими способами отделяются от литников и для окончательной очистки направляются на механическую чистку. Отливки, изготовленные литьем по выплавляемым моделям, н ...

Классификация гостиниц по обслуживанию целевых рынков
Цель путешествия является основным фактором, определяющим тип гостиницы, ее основное функциональное назначение, требования к ее территории, объему услуг, целесообразных в условиях конкретного гостиничного комплекса, а также определяющим с ...

Самый совершенный музыкальный инструмент – человеческий голос
Февраль – «Песни, романсы, арии из опер и оперетт». Были представлены две разновидности голоса – сопрано и бас. (Песня Марфы из оперы «Хованщина» М. Мусоргского; Песня варяжского гостя из «Садко» Н. Римского-Корсакова и др). Март. «Тенор ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы