В рамках семиотич. концепции культура рассматривается как знаково-символьная система. Семиотика – это теория, изучающая свойства знаков и знаковых систем. Примерами знаковых систем явл. естественные разговорные языки, системы положений научных теорий, искусственные языки, системы сигнализации, программы и алгоритмы для различных машин, языки искусств.
Знак – это мат. предмет, кот. в процессах познания и общения выступают в качестве представителя, заместителя др. предмета и используется для получения, сохранения и передачи информации о нем. Знакам предается опред. значение. Значения фиксируют смыслы различных сторон, свойств предметов в действительности. Значения могут иметь исток в реальном, предметном мире, а могут порождать воображение сущности в мире культурных явлений.
Определенное знаковое содержание несет среда обитания чел-ка, предметы его быта, внешний вид, манера поведения, общения с др. людьми. Выделяют 3 вида знаков: 1. знаки-обозначения; 2. знаки-модели; 3. знаки-символы.
Знаки-обозначения – это прежде всего, слова, кот. обознач. различные предметы и действия, составляют основу естественного языка, служат средством коммуникации между людьми, средством общения.
Знак-модель – представитель др. предмета. Он воспроизводит определенные характеристики, свойства этого предмета (рисунки, чертежи).
Знак-символ – это материальное явление, кот. в наглядно-образной форме представляет абстрактную идею, общ. принцип. Символы формируются преимущественно целенаправленно, а не стихийно, представляют как конвенции, принимаемые людьми. В символах большое значение имеет аксиологический, ценностный компонент.
В символе заключается общественный принцип – раскрытие многогранного содержания, смысла явлений. Символами пронизано мифологическо-религиозное сознание.
В зависимости от способов самоорганизации культуры принято выделять 3 типа культуры: 1. дописьменный (традиционный); 2. письменный (книжная культура); 3. экранный (в стадии формирования).
В основу каждого из типов культуры положен определенный культурный код, т.е. способ хранения и передачи информации, тип культурной памяти.
Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период, эпоху деятельности и варварства, от 40 до 4 тыс. лет до н.э. Основу допис. культуры составляет мифологический культурный код. Своеобразие мифа заключалось в том, что в ней сочетались как реальные значения и наблюдения чел-ка, так фантазия, вымысел, вера. Чел. не выделял себя из окруж. мира, напротив, он наделял природные явления человеческими качествами. Мир был не только способом понимания жизни, но и способом ее переживания в предметных и знаковых формах. Для первобытного чел. действия с реальными предметами были равносильны действиям со словами. Мифологический кул. код не проводит не каких различий между моделью и объектом. В рамках мифологического культурного кода модель и объект, кот. она замещает, были связаны практическими потребностями людей. Миф. культ. код основывается на ряде базовых символов. Главными из них явл. тотемно-анимистические. Тотем символизировал родство чел. с объектами живой природы. Анимизм – вера в существование духов и душ. Душа символизировала жизнь того существа, кот. она одушевляла.
Миф. культ. код обеспечивал неизменность, замкнутость традиций культур. Образец поддерживался ритуалом.
Письменные культуры возникают на рубеже 4 – 3 тыс до н.э. (в странах древнего востока). Возникновение письменности было связано с усложнением соц. жизни, появлением первых государств, развитием и разделением труда, освоением новых форм деятельности. Появляются новые виды знаковой деятельности: письменность, числа, счет, простейшие операции с числами, чертежами и т.д.
Письменность проходит в своем развитии 3 этапа: 1. пиктограмма – схем. Рисунок; 2. иероглиф – более условное изображение; 3. алфавит (в 7 в. до н.э. в Финикии).
Основными носителями письменного кода культуры являются священные книги (Книга мертвых, Завет и т.д.)
Новая перестройка культурного кода происходит во второй половине 15 в. (эпоха Возрождения). Она была связана с возникновением книгопечатания. В 1445 г. И. Гуттенберг создал печатный станок. Первым изданием стала библия. К кон. 15 в. в Европе было уже 1100 типографий, в кот. печаталась лит-ра по всем отраслям знаний на всех языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию просвещения и образования. Окончательно новый культурный код утверждается во второй половине 18 в. В основу культурного кода зап. Европы Нового времени было положено уже не мифологич. и религ., а научное занание.
Экранная культура 1895 г. возникновение кинематографа - 28.12.1895 братья Люмьер
Еще по теме:
Деятельность Хартмута Эсслингера
Среди дизайнеров, ярко проявивших себя в 1980-90 гг., можно назвать и Хартмута Эсслингера, лидера прославленной западно-германской группы «Фрогдизайн». Её знак – зелёная лягушка – стал гарантией дизайна самого высокого класса. К проектиро ...
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка используемой литературы (250 наименований). Общий объём работы составляет 146 стр.
"Культура - одно из двух-трех самых сложных слов, использу ...
Керамика
Для керамики ранних этапов характерна примесь толченой раковины в глине, полуяйцевидная и котловидная с округлым дном форма сосуда. На поздних этапах появляются сосуды горшковидного типа с плоским дном и растительной примесью. Орнамент на ...