Национальная библиотека в Париже

Информация о культуре » История библиотек Франции » Национальная библиотека в Париже

Страница 1

Французская Национальная библиотека получила свое название, отражавшее ее особый статус (статус первой библиотеки страны, особого института государства), в 1795 г. по декрету от 16 октября. Но при этом (фактически до 1814 г.) ее продолжали называть Библиотекой короля .

Как и Библиотека Британского музея, она была сориентирована и на обеспечение полноты фондов национальной книжной продукции, и на выполнение функции центральной научной библиотеки универсального профиля, что было, в свою очередь, определено уникальными по своему объему и репертуару фондами Библиотеки. Однако на протяжении ряда лет, прошедших после отмены в период революции 1789-1794 гг. старого закона об обязательном экземпляре и до его восстановления в 1810 г., Национальная библиотека не получала обязательного экземпляра. Более того, в отличие от национальной библиотеки Великобритании французская Национальная библиотека на протяжении почти целого столетия переживала кризис. Это выражалось в том, что значительная часть ее фондов была не разобрана и не каталогизирована, а это, в свою очередь, снижало масштабы и качество обслуживания читателей. Оказалась же она в крайне сложном положении в силу того, что стала обладательницей огромного и уникального по своей ценности собрания.

Многочисленные книжные и уникальные целостные коллекции попали в библиотеку после гигантской по своим масштабам национализации частных книжных коллекций и секуляризации собственности монастырей и церквей. (Она была проведена в годы Великой французской революции в конце XVIII в.) Оба эти события произошли в ноябре 1789 г., когда был обнародован декрет Учредительного собрания о передаче церковного имущества в распоряжение нации.

При этом были даны указания, как составлять описи и передавать их в муниципалитеты. В марте 1792 г. Вышел декрет о конфискации имущества эмигрировавших сторонников короля. В соответствии с декретом от 2 ноября 1789 г. были организованы так называемые "литературные департаменты", которые занялись перераспределением книжных фондов по регионам страны. Высказывалась даже идея создания единого сводного каталога на все книжные собрания. 18 декретов и многочисленные распоряжения были направлены на то, чтобы конфискованные книги (1,5 млн томов в Париже и 6 млн томов в провинции) были в кратчайшие сроки предоставлены в распоряжение читателей.

Все первоначальные попытки обеспечить сохранность национализированных фондов, не говоря уже об их обработке и предоставлении этих фондов в пользование читателям, были безуспешными. 24 постановления Конвента о библиотеках, шесть из которых были направлены на охрану книжных фондов, не дали положительного результата, несмотря на то, что 31 августа 1794 г. было принято постановление, согласно которому виновные в уничтожении книг приговаривались к двум годам тюремного заключения.

"Литературные департаменты" становились со временем публичными библиотеками округа, города или центральных школ (учебных заведений, которые поначалу создавались новыми властями во всех департаментах). После превращения в соответствии с декретом от 28 января 1803 г. центральных школ в лицеи, фонды библиотек центральных школ были переданы в ведение муниципалитетов.

Судьба многих коллекций оставалась незавидной на протяжении двух веков. Эта ситуация была осложнена тем, что библиотеки, находившиеся в ведении новых властей, обязаны были организовать продажу книг из своих коллекций.

10 ноября 1791 г. при Комитете народного образования была создана библиотечная секция, которую возглавил аббат Анри Грегуар (1750-1831).

В задачи секции входило переустройство имеющихся и создание новых библиотек.

Во многих городах Франции возникли крупные муниципальные библиотеки. В соответствии со специально принятым декретом в каждой вновь создаваемой библиотеке должен был быть организован каталог.

Значительная часть конфискованных книжных фондов попала в Национальную библиотеку. К имеющимся в библиотеке 300 тыс. томов, скопившимся за время революции и наполеоновских войн, добавилось еще 157 тыс.томов. Существовала серьёзная проблема каталогизации, решить её не удавалось вплоть до конца XIX века. Чтобы вместить фонд использовалось отделение в Библиотеке Арсенала.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Основные функции культового искусства
Искусство в системе культа не перестает быть художественным творчеством. Оно не теряет своей эстетической стороны и продолжает вызывать эстетические переживания не только у его создателей, но и его «потребителей» – участников культового д ...

Дизайн фирмы «Браун» и «браунстиль»
В начале 1950-х гг. дизайнерскую группу возглав. Фриц Айхлер – препод-ль Ульмской школы. Диз-ры «Брауна» создали первую в мире дизайн-программу, по котор. осущ-ли свою дизайн-ю деят-ть. В послевоенное время в Германии происходил отказ от ...

Техника марты грэхем
В балете все закруглено- положение рук, мягкие плавные переходы от позы к позе. В танце Грэхем (особенно на раннем этапе) на первое место вышли угловатые движения. Здесь все было резко, отрывисто, напряженно. Взгляд не отдыхал, созерцая г ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы