Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры

Информация о культуре » Понятие культуры » Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры

Страница 1

культура коммуникационный ценностный лингвокультурный

Смыслы – ценности – нормы – идеалы культуры. Культура – это, прежде всего, творчество смыслов. По образному выражению М. Вебера, человек – это животное, опутанное "сетями" смыслов, сотканными им самим. Эти "сети" и есть культура. Корректируя приведенную мысль, можно заметить, что люди постоянно меняют конфигурацию такого рода "сетей", чтобы, очевидно, добиться большей свободы в социальных действиях, поступках, интеллектуальных искушениях и творческих порывах. Однако абсолютной свободы от культуры еще никому достичь не удалось. Монстр и проницшеанский сверхчеловек – это всего лишь плоды сказочно-мифологической фантазии или духовно надорванной философской гиперболы, а также профанных американских "телеужастиков".

По убеждению австрийского психолога В. Франкла, смысл в своих истоках индивидуален, поскольку представляет собой центральный целеполагающий мотив, исходя из которого личность определяет полностью самостоятельно, руководствуясь голосом совести и внутренней ответственностью, свой рискованный поступок, сама прочерчивает единственно правильную линию поведения в проблемных и конфликтных ситуациях. В. Франкл приводит в этой связи слова древнееврейского мудреца Гиллеля: "Если я не сделаю этого – кто сделает? И если я не сделаю этого прямо сейчас – то когда же мне это сделать? Но если я сделаю это только для себя самого – то кто я?"

Гуманитарная культура поднимает человека над мелкоэмпирическим существованием, развивая в нем способность к индивидуальному осмыслению судьбоносных проблем, например, касающихся сохранения этносов, наций, расширяет его кругозор до уровня понимания модели сбалансированного диалога, коммуникации равноправных культур, стратегии гуманизации планетарной цивилизации. "Океаническая" личность (метафора 3. Фрейда) чувствует свою принадлежность к культурному человечеству и даже ко всему универсуму. Такими личностями ощущали себя титаны итальянского Возрождения, Шиллер, Гете, русские космисты.

Под углом зрения гуманистической культуры личность первична, общество вторично; личность – цель, общество – средство. Соответственно смысл первичен, ценность вторична, норма третична. Вот почему нельзя до предела унифицировать нормативные "инструменты" культуры и "стричь" ими индивидов и целые этносы под одну гребенку.

По замечанию В.Н. Сагатовского, в аксиологическом аспекте культура обнаруживает себя как мир экзистенциальных смыслов и ценностей, возвышаемых в духовной жизни императивами гуманизма и определяющих выбор достойных человека целей и средств деятельности: "Если эти смыслы почему-либо иссякают, дух ослабевает, то эффективность сама по себе становится единственным смыслом. И тогда – не двигатель внутреннего сгорания или модные вещи для человека, но человек для двигателя внутреннего сгорания .". Изначально культура представляет собой способ свободного самоопределения в личности подлинной человечности.

Ценности культуры, согласно В. Франклу, – это обобщения и типизации смыслов, которые становятся распространенными актуальными значениями явлений и событий, предопределяющими коллективно-индивидуальный, социально-типичный выбор взглядов или жизненных позиций, нередко в ситуации сохраняющейся неопределенности.

Ценности – это значения вещей, явлений, событий и самих индивидов, их группирований, формирующиеся и утверждающие себя под воздействием материальных и духовных потребностей, стремлений, интересов. Каждый предмет или конкретный человек имеет множество ценностных характеристик, которые складываются в подвижную иерархию. В целом культурные (прежде всего, духовные) ценности выдвигаются на первый план по сравнению с непосредственно жизненными (в частности, потребительскими), социальными, экономическими, политическими и другими, поскольку несут на себе печать меры, подвижного равновесия (гомеостаза), гармонии и в той или иной степени проявляют эстетические предпочтения индивидов.

От культурной ценности неотделим момент красоты. В эстетических ценностях художественной культуры (культуры по преимуществу) этот момент выражен наиболее рельефно и разнообразно. Древние греки создали идеально-нормативные, типичные образцы прекрасного во многих областях творчества и особенно в пластических искусствах. Стало общим местом указывать на общечеловеческую ценность достижений культуры античной Греции, в которой искусство трактуется с определенной долей преувеличения как синоним абсолютного совершенства, как идеальная мера прекрасного (Б.Р. Виппер).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Цель и задачи исследования
Целью настоящей работы является изучение закономерностей развития массового зрелища как театрализованного представления в культуре, специфики его философско-культурных смыслов и способов конструирования. Задачи данного исследования следую ...

Предметная и исполнительская техника
К миру техники относятся артефакты двоякого рода. Во-первых, это материальная, или предметная, техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и прочие материальные средства человеческой деятельности. Во-вторых, это исполнительская техник ...

Древнерусская музыка
Мы называем эпохой древнерусской музыки очень большой период времени. Он охватывает почти восемь столетий - от возникновения Русского государства в IX веке до реформ Петра I в конце XVII века. Все это долгое время русская музыка развивала ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы