Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры

Информация о культуре » Понятие культуры » Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры

Страница 2

Омар Хайям высоко ценил красоту. Для него красивое лицо вместе с хорошим характером олицетворяли гармонию мира ("след творца", показывающий "доброту его сущности", "знак рая", "площадь любви", "сад общительности"). "В мире много хороших вещей, лицезрение которых веселит людей и приносит свежесть в природу, – замечал он в "Слове о свойствах красивого лица", – но ничто не заменит красивое лицо . никакое веселье не сравнится с ним. Говорят, что красивое лицо является причиной счастья в этом мире . Когда человек видит кого-либо с красивым лицом, в нем возбуждаются чувства мужественности и великодушия . красивое лицо делает старика молодым, молодого делает ребенком, а ребенка – ангелом. Пророк – мир над ним! – сказал: "Требуйте все, что вам нужно, у красивых лицом". Каждый определяет для себя красивое лицо и дает ему свое название . Что касается ученых и философов, то они говорят, что оно есть доказательство божественного создания и желания изучать науку". Как будто сама природа помогает людям, обладающим, как Рафаэль, красивым лицом, хорошим характером и нравственным благородством.

По признанию О. Хайяма, сделанному в ряде четверостиший "Рубай", подлинная красота заключена в самом естестве мира, а красота рукотворная есть ее продолжение, т.е. совершенствование природной гармонии, напоминающее искусство украшения женщины.

Высокая культура, и в особенности художественная, является средоточием, великим историческим сводом необходимых для прогресса человечества ценностей. Она позволяет выделить наиболее удачные и выразительные, эстетически значимые формы, образцы человеческого творчества. В основе разнообразия национальных культур, базирующихся на первоценностях, лежат в чем-то различные и в то же время в основе своей совпадающие представления о красоте и динамичной множественной гармонии. Интегральная культура человечества выражается в нескончаемом поиске новых и новых синергетических совершенств, воплощаемых в оригинальных стилях.

Их неустанный поиск всегда вдохновлял гениев, ценивших одухотворенное внутренним благородством прекрасное женское лицо и тело. Бессмертные художники Ренессанса (Симоне Мартини, Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Джорджоне, Тициан) лучше других понимали преимущество женской красоты и само превосходство специфически человеческих качеств, концентрирующихся в Женщине.

Французский поэт-символист Поль Верлен возвеличил приоритет женского начала мира путем условно-образного противопоставления мужскому:

Прекрасный, слабый пол! Мы столько испытали От этих нежных рук и радостей, и бед! Глаза, в чьей глубине животной страсти нет, Мужской звериный пыл нередко укрощали.

Сердца мужчин – кремень. Вся наша жизнь позор. Но что-то все же есть, хоть на вершинах гор, Вдали от страстных ласк, от битв и лихолетий,

Ведь что-то детское и чистое живет – Участье, доброта. Ведь что-то есть на свете! А что оставим мы, когда к нам смерть придет? Культурная и всякая иная (смежная) ценность складывается как некое промежуточное образование между субъектом и объектом, субъектом и субъектом в месте пересечения идущих от них встречных проекций-детерминаций.

Например, разнящиеся в национальных культурах ценностные характеристики женской красоты зависят и от самих носительниц этих признаков, и от признанных ее ценителей; кроме того, здесь играют роль факторы исторического времени, вкуса, моды, социальной среды. Так, вплоть до XVTII в. (и даже в более позднее время) в ареалах русской народной культуры и среди ее эстетических приверженцев из числа интеллигенции природная красота женщины связывалась с умеренной полнотой, так сказать, с грациозной дородностью. Приехавший в Россию в середине XVIII в. французский художник Жан-Батист Лепренс был пленен самобытной красотой, нарядами статно-дородных русских женщин из разных сословий и запечатлел их в серии гравюр и рисунков ("Крестьянка из Московии в обычной одежде", "Женщины из народа", "Женщина с коромыслом" и др.). "Он увлечен русскими женщинами, – отмечает Я. В.Брук, – в которых находит, по его собственным словам, природную грацию, хотя многие из них . полные. Изображенные просто и серьезно, без галантной лести и игривости, фигуры исполнены необычной для Лепренса значительной и внутренней силы". Следовательно, можно поспорить с О. Хайямом: не всегда красоту вещи и человеческого облика (и особенно фигуры и лица женщины) определяют абсолютное равновесие форм и идеальная симметрия пропорций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Сикхизм
Сикхизм обрело статус самостоятельной религии. В начале ХVII в., с упадком монгольской империи, в Индии формируется реформаторское движение – сикхизм. Основатель его Гуру Нанак. Сикхизм основан на принципах всеобщего равенства, свободы от ...

Противопригарные покрытия
Для получения отливок с шероховатостью Rz 40 и предотвращения пригара на их поверхности следует применять противопригарные покрытия, обладающие большей огнеупорностью, чем наполнитель формы. Покрытие наносится также с целью герметизации р ...

Обожествление фараона
Правитель Египта воплощал единство страны и считался фигурой в высшей степени сакральной. Он магически обеспечивал разливы Нила, проводя соответствующие ритуалы, от него зависели плодородие полей, приплод домашнего скота, рождение потомст ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы