Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры

Информация о культуре » Понятие культуры » Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры

Страница 5

Впечатляют и близкие для нас историко-культурные образцы самоопределения личности религиозным смыслом. Когда Франциск Скорина обратил внимание православных, католических и протестантских иерархов на то, что в Священном Писании не содержится указаний на различия – и тем более противоположения – христианских конфессий, он сделал свой выбор, очень рискованный, едва не стоивший ему жизни. Как свидетельствуют некоторые его биографы, Лютер объявил автора девиантного (отклоняющегося) перевода канонических и второканонических книг Библии отъявленным еретиком, католическим шпионом и рекомендовал сжечь на костре и автора, и перевод. По другим гипотетичным сведениям, московские владыки, к которым Скорина обратился с просьбой о помощи в издании избранных и переработанных им книг Священного Писания с вольными интерпретациями, объявили "возмутительный перевод" сплошной "апокрифической ересью". Было решено посадить отступника от канонов в клетку. Скорина едва спасся бегством.

Степень "вины" Скорины увеличилась и тем, что снабженный яркими комментариями и графическими иллюстрациями стилизованный перевод-деконструкция книг Библии с портретом толкователя на обложке (!) излагался старобелорусским языком (с введением новых слов), достаточно понятным в среде восточных, западных и южных славян. К просто разъясненным требованиям все христианской этики приобщались представители непривилегированных сословий, образованные городские слои. В то время для законодателей соперничающих христианских церквей это было недопустимым вызовом.

Эволюция христианства продолжается. Пройдет какое-то время и благодарные потомки заново откроют для себя краеугольную социальную истину Скорины: единое христианство глубже и полнее отражает сущность общечеловеческой морали, нежели расколотое христианство.

Духовный смысл аутентичного христианства неразделим и сопричастен в одинаковой мере нравственным исканиям верующих разных национальностей и социальных положений. Формы выражения этого смысла могут быть культурно разнообразными. Разделение же христианства на конфессии и секты (сожаление по поводу произошедшего раскола выразил в свое время Папа Иоанн-Павел II) имеет отношение не к вере как таковой, а обусловлено противоречиями в развитии цивилизаций, борьбой церквей за власть. Экуменическое движение набирает силу.

Личность – свобода – творчество. Духовная свобода как залог социально-деятельностной свободы составляет начало передовой культуры. Личность, решившаяся на культурный подвиг, свободна в любом положении. Даниил Андреев писал неподражаемую "Розу мира" в сталинских застенках. Будучи свободной, личность осознает всю полноту персональной ответственности за творимое ею и за судьбу высокой культуры. Интеллектуальная активность личности представляет собой индивидуальную переработку воспринимаемой информации, а собственно творческая деятельность состоит в качественном приращении к ней.

Первый пласт внутренне освобожденной культуры образован формами индивидуального творчества, результаты которого приобретая широкий гуманистический размах и получая общественное признание, становятся социально-типичными (П. Флоренский). Творчество представляет собой комбинирование изменяемых элементов культуры в новые структуры, отсутствующие в окружающей природной и социальной среде.

Немецкий философ-романтик Отто Вейнингер отмечал, что всякий глубокий человек религиозен, прежде всего, в переживании внутренней нравственной жизни и отвечает за свои деяния в сфере культуры сначала исключительно перед самим собой, делая совершенно свободный выбор творческого решения: "Необходимую предпосылку всякой культуры составляет . свобода индивидуума . Полноценной в культурном отношении может быть только работа над самим собой. Как культурная ценность труд над собой полезен и для других . Социальное рабство само по себе антикультурно .". Личность "обречена" на творчество и высокое целеполагание. Теперь все чаще она находит поддержку в креативном партнерстве.

Используя образные сравнения французского поэта Поля Валери, можно сказать, что творческий порыв рождается у человека благодаря неудержимому стремлению выскочить из социального потока, несущего алгоритмы подражания, преодолеть "запрограммированный ритм" засасывающей обыденщины. Творчество представляет собой имманентную форму развития культуры.

В высшем выражении творчество – это мотивированное смыслами создание нового, изменяющее нормы и ценности существующей культуры, а порой преображающее и ее идеалы. Творчество есть "преступление" – только в культурологическом смысле (Э. Грязнов). Культура постоянно выходит за собственные границы. Это происходит благодаря глубоко осознанной готовности активной личности идти на риск, совершать ответственные поступки, принося жертвы на алтарь культуры. Выбор высокой цели совершается благодаря напряженной духовной работе, а само занятие индивида творчеством побуждается некоей непреодолимой тягой, вечным как мир внутренним зовом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Особенности житейского знания
Житейское знание не систематизировано. Оно включает в себя необъятную массу сведений, многие из которых получены случайно, логически между собою никак не связаны и зачастую противоречат друг другу. модель культура духовный мораль ...

Дорический ордер
Колонна в дорическом ордере (рис. 1) не имеет опорной части - базы Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками — каннелюрами и увенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких кол ...

Принципы построения двух- и трёхфигурной композиции
Основные принципы построения многофигурной композиции: 1 – выбор характерных элементов композиции: объединение по однородным признакам, стилю, форме, цвету, фактуре; выявление и подчеркивание наиболее важной однородности; включение в ком ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы