Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина

Информация о культуре » Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина

Страница 6

Интересно, что среди рисунков этого «ременп появился набросок уже к 15-летию Ойротии. Художник мечтал написать цветной ковер с ойротским орнаментом идея настенного панно увлекла его. В карандашных эскизах, появляются наброски различны вариантов изображения. Самое удивительное, что в орнамент покрыты целые сцены с юртами, лесом, людьми. Они помещены в углах. Изображение упрощено до символа и органична входит в ленту орнамента, Подписи расшифровывают содержание: «Монголия», «Урянхай», «Атамановка», «Киргизы». Три первых упоминались в тексте, как песта путешествий Г. И. Гуркина в 1920-1925 гг. Последняя, на первый взгляд, неожиданна, но закономерна в плане общей идеи произведении: единство родственных народов.

Панно плохо сохранилось: очень сильно почернело, частично утрачен красочный слой„ но все же просматривается красивая живопись центральной части с подписью «Алтай». Из заснеженных гор поднимается алое солнце, дарующее свет. Среди высоких сосен и прекрасных цветов — аул, всадник и мать-алтайка с детьми.

Эта тема, повторяющаяся в орнаменте, в. центральной части выполнена в пространственной композиция, славящей жизнь, сущностная ценность которой одинаково понимается всеми народами.

Важное место в рисунках художника занимает тема партизанского движения. Во-первых, судя по рисункам, художник работал над проектом «Памятника партизанам». Его пластическая идея близка одному из выдающихся памятников программы монументальной пропаганды первых лет Октября обелиску Д. Осипова «Советская конституция».

В рисунках на эту тему Г. И. Гуркин использует необычную для него композицию. В послереволюционной графике художника удивляет разнообразие и новизна замыслов и композиционных вариантов. В альбоме 1937г. главным для автора было стремление передать движение крупного отряда, к составе которого русские и алтайцы объединены под красным знаменем. Оно непременно присутствует в композициях развеваясь над группой всадников, наблюдавших с уступа горы за движением отряда. Художник пробует разные варианты соотношения воинов-всадников и горного пейзажа, добиваясь, чтобы в эскизе ощущались и огромные заснеженные пространства, и сплоченность отряда В 3 последних рисунках автор останавливается на оригинальной и выразительной композиции, развивающейся от первого плана в глубину пространства вслед за движением отряда. Каждый из этих рисунков опытной рукой художника мог быть воплощен в картину. Не случайно общий замысел Г. И. Гуркина мы узнаем в одном из произведений Н. П. Иванова «Алтайские партизаны».

Действительно, в советское время художник выполнил огромное количество рисунков, картин, но, что самое важное, он не просто развивал уже найденное, он все время был в поиске. Его по праву нужно считать одним из основоположников советского искусства па Алтае, будь то пейзаж, историко-революционная тема, индустриальные преобразования или образ В. И. Ленина. Целое поколение художников Алтая училось на его работах, особенно графических, ведь они неисчерпаемый кладезь тем и композиций. В период, когда творчество художника замалчивалось и практически не экспонировалось, было доступно только художникам, оно способствовало развитию искусства, сыграв роль творческой традиции. Это прекрасно, что такая высокая традиция была, но нужно помнить об этом и в полной мере оценивать место Г, И, Гуркина в искусстве советского Алтая.

Особенно велика и послереволюционном творчестве художника роль графики. Манера карандашного рисунка на протяжении творческого пути художника претерпевала изменения. В эскизах 1936 — 1937 гг. особенно на тему «Снежного похода», карандашные рисунки приобретают вполне самостоятельное значение, т. к. в них есть все, что составляет произведение; образ времени, состояние, настроение и уверенное, профессиональное мастерство. Оно проявляется и композиции, в красоте рисунка и и серебристой поверхности листа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Психологизм в системе К.С. Станиславского
Система Константина Сергеевича Станиславского (1863 — 1938) возникла как обобщение его творческого и педагогического опыта, его театральных предшественников и современников, выдающихся деятелей мирового сценического искусства. Он опирался ...

Резьба в декоре предметов быта
В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорирования бытовых предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер домовой резьбы. Ткацкие станки, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые пре ...

Технология Фьюзинга
Технология Фьюзинга, также известна как Техника спекания. Фьюзинг стекла даёт возможность использовать витражи различной формы, структуры и толщины, витражи могут иметь радиус. Рисунок при технике Фьюзинг никогда не повторяется. При изго ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы