Интересно, что « графических работах для печати художник идет по пути стилизации орнамента и всех мотивов листа, и том числе солнца и его лучей, понимаемых, как свет новой жизни. Аллегорический смысл изображений, почти символов, прочитывается сразу. В штриховом рисунке и живописи язык художника сложнее, изображения предполагают долгое рассматривание, вживание. Г, И. Гуркин прекрасно чувствовал специфику жанра и умело владел ей. Подтверждение этому - произведения 20 — 30-х гг. Среди них есть настоящие жемчужины пейзажной живописи.
Художник наблюдал, размышлял, рисовал все проявления жизни, но художественное осмысливание действительности, сокровенные чувства, свободно выражал присущим ему языком — пейзажными образами. В рисунках пейзаж встречается в этот период меньше, чем разнообразные жанровые мотивы, но в живописи он преобладает. Причем самые многочисленные картины с водоемами, озерами или реками. В них узнаешь руку мастера горных озер сразу, но сразу же чувствуешь и нечто неуловимое, отличающее эти пейзажные образы от предыдущих.
«Пейзаж. Озеро» (1924) — настоящее очарование природы, чудо умиротворения ее красотой, разумной гармоничной жизнью неба, озера, гор, растений. Пронзительная красота природы, особенно остро прочувствованная какие трудные для художника годы переоценки, осознания своего места в жизни.
«Горное озеро. Весна» (1923) — очень характерный пейзаж 20-я годов, Озеро, как в чаше, лежит среди гор, а оправой для него служит разнообразие проявления жизни — деревья, травы, цветы. Удивительна красота и богатство зеленого цвета; от темного, густого до изумрудного и совсем светлого, на дальних склонах гор. Красочный слой в этой работе как обычно у Гуркина очень тонок, любовными касаниями кисти написаны все детали. Удивительно чудо их жизни на холсте, вспоминается сказанное об А. Рублеве «аки дымом».
В названных пейзажах художника, как и во многих других работах послереволюционного периода, чувствуется поиски автора в темпераментности, большей пастозности мазки, в звучности и контраста и цвета воплотить жизнеутверждающий, мажорный образ природы. Порой не покидает от пейзажа чувство веселого перезвона красок, весеннего их разговора. Среди готовых работ — пейзаж с всадником «Кудюр - Тепкен».
Одной из любимых тем в творчестве Г. И. Гуркина была тема горной реки. Опоэтизированная к эпосе алтайцев Катунь воспета художником с любовью в целом ряде прекрасных полотен. В Туве Г. И, Гуркин неоднократно пишет Енисей. Дальний берег горист, но горы иные, чем в пейзажах Алтая, — пологие, коричневатые.
В творчестве Г. И. Гуркина немало и живописных портретов. В 1983г. коллекцию произведений Г. И. Гуркина в музее пополнил «Портрет П. Н. Губанова», привезенный из Кызыла.
Необходимо особо подчеркнуть, что никогда из творчества Г. И. Гуркина не уходила тема Алтая. В Монголии и Туве он не мог писать и рисовать с натуры, но Алтай продолжает жить в замыслах картин, в эскизах, порой так детально выполненных, что художник рисовал и раму на листе. Чаще всего это лист плохой серой бумаги, порой оборотная сторона ведомости, либо лист бухгалтерской книги или оборотная сторона репродукции. Художественные достоинства произведений от этого не ниже, проблема в другом — сохранность. И эта беда графики не только Г. И. Гуркина, по и огромной части наследия художников, которые не прекращали, подобно ему, творческой деятельности в первые послереволюционные годы.
Характерно, что эскизы 1920 — 1925 годов, посвященные Алтаю, являются выразительной летописью состояния души, настроения художника.
Эскиз 1921 г, апрель. Назвал его автор «Картина страдания. Томление духа». Ею замысел — борьба света и тени. Рисунок выполнен о-1ень приблизительно, вероятно, иго первое обращение к тепе. Ее ясно видит художник, душа полна страдания. «Черные цветы стоят прямо - гордо! Розовые — белые поникли!». Не хватало сил отработать эскиз окончательно, до деталей, что обычно присуще художнику. Чувство осталось и словах, поспешно записанных на полях: «Сегодня, 4 апреля, я болен! болен душевно. Нет сил, нет энергии, мучаюсь Томление духа! Что такое далеко? Что случилось? Что чувствует сердце? »
Еще по теме:
Социалистическая культура советского периода в
системе типологии мировой и отечественной культуры
Феномен советской культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой и отечественной культуры как один из наиболее значительных и вместе с тем сложных, противоречивых, драматических периодов в истории ...
Понятие «суеверие»
Давайте подумаем, как мы понимаем слово «суеверие»? Если мы попытаемся определить его, это будет очень сложно сделать, не так ли? Мы можем сказать, например, что это вера в то, чего в реальности не существует. Действительно, вокруг нас мн ...
Архитектура города Тюмени
В Тюмени не был возведен каменный кремль. Однако в исторической части города, на территории которой некогда стоял первый деревянный острог, на протяжении XVIII века сформировался оригинальный архитектурный ансамбль. Сегодня исторический ц ...