Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина

Информация о культуре » Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина

Страница 7

Поэтому закономерно говорить о втором рождении художника, более того, о расцвете его мастерства в области карандашного рисунка и о новых достижениях в живописи.

Эту мысль подтверждают прекрасные акварели Г. И. Гуркина. К акварели художник нередко обращался в 20 —30-е годы. Порой и масляная живопись в этот период выполнена на бумаге («Читают газету», Пионерка, «Горное озеро». Закат).

В начале 30-х гг. художник написал два акварельных пейзажа с горным озером. Нарядные, снежные они по сей день говорят о любовном отношении художника к натуре, сохраняют ликующую радость и вдохновение от ее совершенства. Григорий Иванович применял акварельные краски и для подцветки сюжетно-тематических композиций, выполненных карандашом. Школа для детей, жилища для алтайцев, чистые поселки среди гор на берегу Катуни, техника в колхозе написаны в красивый пленэрный пейзаж. Эта акварель представляет большой интерес как пример поисков обобщенного образа Родины, включающего в советское время не только пейзажный мотив, но и многообразные сцены жизни народа. Она воплощала и мечту художника о гармонии деятельности человека и его Матери-природы. Художник размышлял на эту тему, убеждают в том сохранившиеся на рисунках надписи. Г. И. Гуркина.

Б 1935г. художник написал необычную картину: в центре горного озера скала в виде женской головы в национальном головном уборе. Действительно, произведение было неожиданным для многих зрителей. но не для творческих поисков Г.И. Гуркина. Он воплотил разнообразные аспекты образа родного края, но было еще увлечение древним мифическим Алтаем преданий и легенд. «Сказка горе, «Легенда, гор», «Сон гор», «Алтай в стиле сказок старины, легенд» — так называл художник рисунки и эскизы на ату тему. Это одна из жемчужин в живописном наследии художника послереволюционного периода. Как и в картине 1936г., на эскизе в центре озера написана в профиле скала в виде женской головы. Работа поражает ощущением древности и тайны, праздничным сиянием чистых красок. Мы привыкли ценить в Г.И. Гуркине замечательного мастера тональной живописи, наследника традиций русского искусства второй половины XIX в. Однако эскизы «Алтай», целый ряд других произведений послереволюционного периода, выполненных в Монголии, Туве, на Алтае, открывают интересную страницу развития пред стояния природы и души.

В словах автора — суть поисков. Целенаправленный отказ от живописных, зачастую занимательных подробностей выбирает он как путь поисков величавого образа. В 1936г. выполнен в карандаше «Лесной пейзаж» небольшого размера, но как эпичны, монументальны и величавы сосны, стоящие стеной вдоль дороги!

Но, конечно, ничто не сравнится по грандиозности и глубине образа с картиной «Хан-Алтай». Она достойно завершила поиски художника и его творческий путь. Многое из задуманного Гуркин не успел воплотить, но сумел и дохнуть в последнюю свою большую картину раздумья о жизни и пережитом. Суть образа становится особенно зримой при сравнении картины 1336г. с первым вариантом «Хан-Алтая». Случилось так, что возвращение к теме почти через тридцатилетие не стало повторением или вариантом уже сказанного. При внешней похожести это две совершенно разные картины. Настолько разные, насколько разный в их основе жизненный опыт и оценкА. Различны и задачи художника. Не случайно, в 1936 г. художник вновь обращается именно к этому образу и пишет картину более аскетичную и суровую, менее повествовательную. Но какая в ней высота и величие духа, драматизм и просветление? Образ монументальный и героический, но и трагичный. Не только личная судьба, но и раздумья о природе, вечности, истории сформировали образ «Хан-Алтая» 1936г.

Его по праву нужно считать одним из основоположников советского искусства па Алтае, будь то пейзаж, историко-революционная тема, индустриальные преобразования или образ В. И. Ленина. Целое поколение художников Алтая училось на его работах, особенно графических, ведь они неисчерпаемый кладезь тем и композиций.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Православное зодчество в г. Самара в 1851- 1917 гг
православный святыня самарский храм В 1851-1917-е годы произошло два важнейших события в жизни города и всего края - учреждение в январе 1851г. новой Самарской губернии и открытием в марте 1851г. Самарской епархии. С этого момента Самара ...

Практика использования фольклора и фольклорных жанров в системе национального воспитания
Фольклор способствует творческому развитию детей и молодежи в мире сказок, былин, преданий. Находки многовековой истории духовных традиций, систематизированные в фольклоре, должны использоваться при построении современной модели воспитани ...

Важное упущение науки о становлении личности
Следует отметить, что вопрос об опосредовании, говоря стилем Гегеля, в себе и для себя, организмом человека внешних воздействий, в частности явлений культуры и антикультуры, воздействий, формирующих человека как личность, на наш взгляд, н ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы