Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина

Информация о культуре » Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина

Страница 2

Художник Н. М. Котов справедливо назвал Анос «Меккой для художников, приезжающих на Алтай». Особенно много в дореволюционные годы в Аносе бывало томичей. В первом университетском городе Сибири сформировалась научная художественная интеллигенция, в среде которой высоко ценили и поддерживали талант и творческие стремления художника. Именно и Томске зимой 1907 — 1908 гг, состоялась «Неделя Гуркина» — первая его персональная выставка имевщая на редкость большой общественный резонанс. Гуркин стал знаменит, популярен.

Верное понимание политической ситуации, роли и места Кара Корумской Управы в гражданской войне на Алтае пришло к Г. И. Гуркину не сразу. Оно было выстрадано художником на основе личного опыта.

Если в политической и общественной борьбе Г. И. Гуркин не сразу нашел свое место и в этом вопросе остается много неясного, то на основании его произведений безошибочно и наглядно можно увидеть демократизм его творчества, одобрение тех. социальных перемен, которые пришли на Алтай после окончательной победы Советской власти. Именно творчество всегда проявляет истинное лицо художника.

В сентябре — ноябре 1921г. им уже были выполнены рисунки тувинских партизан, портреты С. Кочетова, А. Квитного, героев и руководителей партизанского движения в Туве.

Со второй половины 1921г. до возвращения на родину осенью 1925г. Г. И. Гуркин живет и работает в Атамановке (ныне с. Кочетово) и в Кызыле. В с. Атамановке находился штаб партизанского отряда, а 14 августа 1921г. здесь была провозглашена Тувинская Народная Республика. В Туву художник из Монголии перебирается с отрядом руководителя партизанского движения С. Кочетова.

Пребывание в Монголии, несмотря па всю сложность ситуаций, обогатило живописную палитру художника. Цвет в работах стал звучным, более открытым, воздушные дали чисты и прозрачны. Художник, вновь оказавшись лицом к лицу с природой, ощущал и талантливо передавал своеобразие цвета и света северо-западной Монголии.

Плодотворными для Г. И. Гуркина били и четыре года пребывания в Тувинской Народной Республике. Поразительное разнообразие тем, аспектов жизни республики и конечно, ее природа волновали воображение и нашли воплощение в рисунках и живописных работах. Если в живописи по прежнему преобладает пейзаж, то рисунки запечатлели многие стороны жизни тувинцев. Для решения многофигурных сцен художник часто использует круговую композицию, исследуя ее возможности для создания жанровых произведений. К ней прибегает он и в одном из эскизов к надуманной большой картине, посвященной древнему празднику тувинцев «Улу-Наир». Автор назвал эскиз «На празднике предков». Отличительной особенностью набросков, зарисовок и эскизов этой темы является стремление к передаче движений. Динамизм, напряжение борьбы достигаются прежде всего размещением фигур в пространстве листа, разнообразием их ракурсов. Для Г, И. Гуркина эти рисунки были новым завоеванием не только в плане тематического расширении творчества, но и в плане пластический находок, в развитии возможностей хоровой народной картины. Стремление накопить опыт для ее создания прослеживается во всем послереволюционном творчестве художника.

В период пребывания и Тувинской республике Г. И. Гуркин выполнил ряд важных заказов правительства. В 1924г. он сделал эскиз первого учебника с «География Танны-Тувинской земли».

Большой интерес представляют эскизы (25 листов) и обложка первого тувинского букваря. По работе Григория Ивановича над афишами и обложками в предшествующие годы можно судить о том, что он стремился максимально насытить лист содержанием для передачи смысла и духа издания или выставки. В обложке тувинского букваря он использует опыт, употребляя с чувством меры и такта новую символику. И орнаментальные мотивы включены герб и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Любимым символом новой жизни стало у художника изображение восходящего солнца.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Устное народное творчество и письменная литература
Песни. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, п ...

Одежда, украшения и оружие
Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценн ...

О музыкальном решении пластического спектакля
Музыку называют языком души (А.Н. Серов), потому что она обладает сильным воздействием на область чувств человека, на его подсознание. В ней проявляется способность сознания сочетать в себе чувственное, психическое, фантазийное и прочие н ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы