Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств

Информация о культуре » Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств

Страница 6

В Древней Руси к началу XII в. существовало несколько культурных центров, отстоявших друг от друга на значительном расстоянии: Киев, Новгород, Полоцк, Ростов, Суздаль, Владимир, Смоленск, Галич и Волынь. На протяжении 150 лет появилось лишь несколько десятков ведущих, отмеченных историей, русских писателей и богословов, но этим интеллектуально одаренным и духовно богатым личностям широкого культурного кругозора оказалось под силу переписать и переработать множество болгарских реконструкций и непосредственных переводов лучших классических образцов раннесредневековой литературы.

В «культурный актив» Древней Руси вошла значительная часть византийского духовного наследия, что уже само по себе позволяет говорить о приобщении Руси к зарубежной средневековой литературе высокого уровня. Однако если бы все ограничилось только переносом византийских и южнославянских источников на русскую почву, едва ли можно было бы говорить о существовании собственно древнерусской литературы. Уже в то далекое время тон ей задавали собственные произведения.

В течение XI–XII вв. сформировался богатый и выразительный древнерусский литературный язык. Это не был ни старославянский (древнеболгарский) язык, ни повседневный разговорный. Вместе со становлением самобытных жанров и образцов собственной оригинальной литературы складывался и обогащался новый письменный язык, интегрировавший старославянские (церковно-славянские) и переработанные речевые восточнославянские элементы.

Уже в XI в. появились яркие образцы торжественного «слова» и церковного поучения, жития и патериковой новеллы, краткой хроники и летописного повествования. В ведущих литературных жанрах древнерусские книжники все чаще выступали отнюдь не подражателями, с ученической добросовестностью копирующими византийские источники, а заявляли о себе как творческие авторы.

Вышеупомянутая «Повесть временных лет» внешне напоминает византийскую хронику, особенно «Хронику» Амартола, безусловно, отчасти использованную. Однако русская летопись выработала собственные оригинальные формы повествования, принципы сочетания хроникального материала и сюжетного рассказа, свой cnocq6 изложения событий по хронологической канве. Даже древнерусские переводчики порой отходили от исходного текста, во всяком случае свободно воспроизводили не только язык, но и стилистические особенности подлинника. На русской почве благодаря летописям, по существу, был создан новый тип средневековой литературы, сложилась самобытная система жанров, существенно отличавшаяся как от византийской, так и от болгарской.

Древнерусское зодчество, изобразительное и прикладное искусство. Древние славяне создавали свои жилища, терема, крепости, первые святилища из дерева и глины. С принятием христианства были заложены основы культовой монументальной каменной архитектуры.

Первая каменная христианская церковь Успения Богородицы была построена в Киеве в 996 г. и представляла собой достаточно большое многоглавное сооружение. Она получила название Десятинной, так как на ее содержание князь Владимир пожаловал десятую часть своих доходов. Для строительства были приглашены византийские архитекторы. Они ознакомились с местными особенностями деревянного зодчества и использовали их при сооружении Десятинной церкви. Храм не сохранился: в 1240 г. его разрушили татаро-монгольские завоеватели.

Русские церкви начиная с XI в. представляли собой постройки так называемого крестово-куполъного типа, возникшего еще в VI в. в Византии. В плане такой храм образует прямоугольник, который внутри делится столпами (колоннами) на отдельные прямоугольные (по оси восток–запад) части, называемые нефами. На западе расположен вход в храм, на востоке в полукруглом выступе (апсиде) находится алтарь. Столпы храма образуют в плане равноконечный крест, который определяет тип церкви, купол расположен на средокрестии. Архитектурная композиция этого типа храма была в дальнейшем усовершенствована и развита русскими зодчими. В 1037 г. князь Ярослав Мудрый возвел второй каменный храм в Киеве – Софийский собор, как бы призванный превзойти одноименный константинопольский храм. Это удивительной красоты строение сохранилось доныне. Как и Десятинная церковь, собор принадлежит к типу многоглавых крестово-купольных храмов. Киевская София – 12-столпный, 13-купольный храм. В западной его части на втором этаже находятся огромные (площадью 600 кв. м) хоры, считавшиеся своего рода княжеской ложей, ибо здесь во время богослужения находились князь и его семья. Они как бы возносились над своими подданными, стоявшими внизу. На хоры вели крутые лестницы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Понятие утопии
Само понятие утопия появилось в начале XVI века, когда увидела свет «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего То ...

Первый "генетик" мира – ветхозаветный Моисей
Успехи генетики у некоторых теоретиков порождают поразительные выводы, от которых действительно может закружиться голова. Генетика, как известно, прошла свой путь от известных законов Менделя до клонирования живых существ. Так, биолог Е.Г ...

Культура как проблема психоанализа
Одним из влиятельных иррациональных направлений является психоанализ. Основы этого направления были заложены З.Фрейдом. Основные идеи психоанализа Фрейд изложил в работе «Психология бессознательного», «По ту сторону принципа удовольствия» ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы