Кажымукан - герой казахского народа

Информация о культуре » Кажымукан - герой казахского народа

Страница 1

борец

Наиболее известен в мире спортивных единоборств сильнейший мусульманский борец, представитель казахского народа Кажымукан Мунайтпасов. С его именем связано зарождение и развитие физической культуры и спорта в Казахстане в XX веке и, в частности, греко-римской (французской) борьбы. Ему единственному в дореволюционный период удалось прорваться на международную арену и прославить не только себя, но и свой народ на спортивных аренах многих стран мира.

Родился Кажымукан в Акмолинской области. Его отец Мунайтпас Ернаков был человеком весьма скромным и очень бедным, но обладал недюжинной физической силой, часто выходил победителем в борцовских поединках. Кажымукану не было и 17 лет, когда он уже был известен, как сильнейший борец, имеющий на своём счету немало побед над известными в то время в Акмолинской области борцами.

В 1901 году в Омске проходит чемпионат по французской борьбе. Молодой казахский борец, не испытавший ещё горечи поражений, решается выступить против профессионалов. Он принимает вызов самого сильного из них Андрея Злобина. Эта схватка оказывается тяжелым испытанием не только для Кажымукана, но и для самого Злобина, впервые встретившего достойного соперника со стороны любителей. На стороне Злобина опыт и техника, поэтому схватка заканчивается его победой, но лишь через 18 минут. Эта встреча имела огромное значение для Кажымукана и его жизненного пути. Русский борец, испытавший колоссальные физические возможности молодого казахского силача, советует ему выбрать борьбу своей профессией. По совету Злобина и некоторых своих друзей Кажымукан едет в Петербург. Здесь он поступает в школу борцов знаменитого Ивана Владимировича Лебедева. В школе Лебедева Кажымукан проучился около двух лет в 1903-1904 гг. Первый крупный успех приходит к Кажымукану в 1905 году в Харбине. Он завоевал золотую медаль, выступая в борьбе "джиу-джитсу". Кажимукан прошел чемпионат без единого поражения и получил титул "Чемпиона Маньчжурии". У него было несколько псевдонимов: "Муханура", "Черный Иван", "Красная маска", но чаще всего в дооктябрьскую эпоху его именовали "Муханура".

До революции предприимчивые директора чемпионатов и ловкие репортеры выдавали его то за японца, то за маньчжура, татарского борца, но только не за казаха. Так, например, в 1909 году Кажымукан выступал в группе знаменитого эстонского борца, чемпиона мира Георга Луриха. Говоря о ведущей группе своих борцов, Лурих в отношении Кажымукана пишет: "Сын Востока японец Муханура. Он борец крепкого и редкого сложения, отличается дикостью и свирепостью в борьбе".

Кажымукан действительно был на редкость крепкого, богатырского телосложения: рост 195 см, вес 139 кг (в 1946 году он весил 174 кг), окружность бедер 71 см, бицепсы 47см, окружность шеи 56см, размер обуви 54 (приведены данные профессора З. Коныратбаева).

В 1910 году в Америку выезжает большая команда европейских и русских борцов. За океаном они разделились на несколько групп. В одной был Кажымукан. Самым успешным выступлением Кажымукана в турне по городам Южной Америки была его победа в столице Аргентины Буэнос-айресе, где Кажымукан награжден большой золотой медалью. Из Южной Америки он вернулся, видимо, в 1910 году. Это следует из того, что в декабре 1910 года и в январе 1911 года он уже выступал на международном чемпионате в Москве. В этом чемпионате Кажымукан за сравнительно короткое время побеждает Разумова, Шнейдера, Иоганесова, Винтера и Аполлона. Очень ожесточенной была его встреча с выдающимся борцом Циклопом, закончившаяся через 20 минут вничью. На седьмой день чемпионата Кажымукан встретился с самим хозяином-Лурихом. Но двадцатиминутная схватка не дала результата. Тогда Лурих вызвал его на реванш. Он состоялся на следующий день. Проходит контрольное время, а Лурих не может одолеть своего соперника. Теперь Лурих идет на другую хитрость: просит продлить время. Подкупленные им судьи идут ему навстречу и, в конечном счете, объявляют его победителем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Иконические знаки
Иконические знаки - это принципиально иной класс знаков, по сравнению с естественными и функциональными. Иконические (от греч. — изображение) знаки — это знаки-образы. Определяющей чертой иконических знаков является их сходство с тем, что ...

Исследование и анализ рынка
Потребителями данного изделия будут люди со средним уровнем дохода. Реализация продукции будет осуществляться в Ростове и городах ростовской области, а также юга России, через художественные салоны, различные выставки, магазины осветитель ...

Храм Нике Аптерос
Перед короткой стороной пропилеи библиотеки возвышается небольшой изящный храм, самое маленькое здание Акрополя (архитектор Калликрат, 449—421 годы до н. э.). Выполненный в ионическом стиле этот храм посвящен Нике Аптерос — «Бескрылой Поб ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы