Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств

Информация о культуре » Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств

Страница 4

Оригинальная древнерусская литература. Древнейшее летописание. Летописание возникло во времена Ярослава Мудрого. Именно тогда был создан первый исторический труд, предшественник будущей летописи – свод рассказов о распространении христианства на Руси. В него вошли рассказы о крещении и кончине княгини Ольги, сказание о первых русских мучениках – варягах-христианах, сказание о крещении Руси (включавшее «Речь философа», в которой кратко излагалась христианская концепция всемирной истории), сказания о князьях Борисе и Глебе и обширная похвала Ярославу Мудрому, отраженная в летописи 1037 г. Все названные тексты академик Д. С. Лихачев предложил условно назвать «Сказанием о распространении христианства на Руси». По его мнению, они были составлены в первой половине 1040-х гг. книжниками Киевской метрополии.

Следующий период становления собственно русского летописания приходится на 1060–70-е гг. и связан с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря Никона. Именно Никон присоединил к «Сказанию о распространении христианства на Руси» предания о первых русских князьях, внес в летопись варяжскую легенду. Последняя сообщала о том, что киевские князья ведут род от варяжского (скандинавского) князя Рюрика, приглашенного на Русь, чтобы прекратить междоусобные распри славян. Включение легенды в летопись имело особый смысл: авторитетом предания Никон убеждал современников в противоестественности междоусобных войн, в необходимости подчинения всех князей одному – великому князю Киевскому, наследнику и потомку Рюрика.

Качественно новый этап в развитии оригинального летописания ознаменован появлением величайшего памятника древнерусской литературы «Повести временных лет». Этот обширнейший древнерусский летописный свод создан в начале XII в. Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, книжником огромного исторического кругозора и большого литературного дарования (его перу, вероятно, принадлежат также «Житие Феодосия Печерского» и «Житие Бориса и Глеба»). Летопись отличается богатством содержания, простотой и лаконизмом изложения.

Автор задумал написать сочинение по истории Русской земли, не ограничившись отдельным описанием какой-либо княжеской династией, как того требовали традиции средневековых хроник. «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити» – так сам Нестор сформулировал эту задачу в заголовке своего труда. История восточных славян, Киевского государства изложена им в связи с историей соседних народов, в общем контексте всемирной истории. «Повесть временных лет», проникнутая чувством патриотизма, идеей единства и независимости Русской земли, способствовала возникновению летописания в других землях Руси и легла в основу многих последующих летописных сводов. Летопись содержит уникальные упоминания о первых полоцких князьях, их соперничестве с киевскими князьями, ранние сведения о Полоцке, Турове, Бресте, Минске и других белорусских городах. В сокращенном виде труд Нестора вошел в «Белорусско-литовскую летопись» 1446 г.Хотя «Повесть» основана на источниках разного характера, она представляет собой не компиляцию, а творческий труд, объединенный единым замыслом. Идеология сильной княжеской власти пронизывает его содержание. Старший киевский князь сравним с отцом, остальные (младшие) князья обязаны оказывать ему послушание, как дети. Осуждение распрей между князьями, являвшихся главной причиной бедствий и разорений Русской земли, призыв к единству – сквозная идея, лейтмотив «Повести временных лет». Свое эстетическое значение летопись сохранила и до наших дней, красноречиво свидетельствуя о глубине мысли и литературном мастерстве первых древнерусских историков. «Можно смело утверждать, – писал о труде Нестора академик Д. С. Лихачев, – что никогда ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI в., русская историческая мысль не поднималась на такую высоту ученой пытливости и литературного умения».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы