Ораторская проза. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона начинается пространным богословским рассуждением, в котором противопоставляются Ветхий и Новый Завет. Невольно впадая в ересь, Иларион настаивает на том, что Ветхий Завет – это «закон», установленный для одного лишь иудейского народа, тогда как Новый Завет – это «благодать», распространяющаяся на все без исключения народы, принявшие христианство. Таким образом делается вывод о превосходстве христианства над иудаизмом, о высоком мессианском призвании христианских народов.
Древнейшие русские жития. Имеется упоминание о «Житии Антония Печерского», которое в аутентичном виде до нас не дошло. В нем речь шла о святом монахе, первым поселившимся в пещере на берегу Днепра. Впоследствии к Антонию присоединились Никон и Феодосий, и тем самым было обозначено священное место для строительства будущего Киево-Печерского монастыря. Во второй половине XI – начале XII в. были написаны «Житие Феодосия Печерского» и два варианта жития Бориса и Глеба (один приписывается Нестору).
Создание культа Бориса и Глеба, инициировавшее написание целого ряда житий, им посвященных, преследовало две цели. С одной стороны, канонизация первых русских святых поднимала церковный авторитет Киевской Руси (прежде всего, перед ревниво следившей за сохранением своего главенствующего места среди православных стран Византией). Данная канонизация как бы свидетельствовала о том, что Русь «почтена перед Богом» и удостоилась своих «святых угодников». С другой стороны, культ Бориса и Глеба имел чрезвычайно важный и актуальный политический подтекст: он освящал и утверждал идею, согласно которой все русские князья – братья, что предполагало в интересах единства обязательность подчинения «младших» князей «старшим». Именно так поступили Борис и Глеб, а также третий их брат – Святослав. Они беспрекословно подчинились старшему брату Святополку, почитая его «в отца место». Последний же употребил во зло их братскую покорность. «Житие» Бориса и Глеба повествует о том, как, захватив киевский великокняжеский престол, Свято- полк задумал истребить всех своих 11 братьев, чтобы «принять власть русскую» одному. Имя Святополка, обвиненного в убийстве двух братьев, стало, согласно древнерусской духовной традиции, нарицательным обозначением злодея – «Святополк Окаянный», а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, были объявлены святыми патронами Русской земли.
Жития – наивысшие достижения православной христианской средневековой агиографии и одновременно свидетельства 414 высокого уровня духовного подвижничества и литературного мастерства древнерусских писателей XI–XII вв.
Сочинения Владимира Мономаха. В XI–XII вв. древнерусские писатели творчески проявили себя во всех ведущих жанрах средневековой христианской литературы. Несколько особняком, как бы вне традиционной системы жанров, стоит один из интереснейших памятников литературы Киевской Руси – «Поучение Владимира Мономаха» (1117).
Основная мысль «Поучения» – описание идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему» брату, жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; ему следует избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться полностью на тиунов (управляющих хозяйством князя) и на воевод, но во все вникать самому.
«Поучение Владимира Мономаха» – редкий в древнерусской литературе пример политического и морального наставления со стороны не духовного лица, а государственного деятеля. Кроме того, руководствуясь политическими интересами, Мономах включил в состав «Поучения» свою автобиографию. Как литературный жанр автобиография появится на Руси лишь много веков спустя благодаря творениям Аввакума и Епифания.
Еще по теме:
Финансовый план
Чтобы определить чистую прибыль предприятия по периодам составим таблицу доходов и затрат.
Доходы определяем умножением цены продаж на число изделий, выпущенное в расчетный период.
Издержки получаем произведением себестоимости на объем ...
Прическа
«Каре»
Стрижка «Каре» с незапамятных времен до настоящего времени занимает одно из ведущих мест. На основе «Каре» выполняется большое количество различных причесок. Эта стрижка встречается еще в Древнем Египте. Волосы специально начесыва ...
Основные принципы построения композиции
1. Существуют два типа композиции - замкнутая и открытая. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, ...