Естественно-научные коллекции и музеи

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Естественно-научные коллекции и музеи

Страница 1

О самых ранних естественно-научных коллекциях в России нет достоверных сведений. Начало целому ряду крупнейших собраний было положено Петром I. Во время своих неоднократных посещений Западной Европы Петр I встречался с учеными, в частности с президентом Берлинской академии наук Г.В. Лейбницем, посещал научные учреждения, библиотеки, анатомические музеи, кунсткамеры, картинные галереи, мюнцкамеры. Из заграничных путешествий Петр I привозит зоологические, ботанические и минералогические коллекции, приборы и инструменты.

В 1716 году в Голландии было куплено "Альберта Сабы славное собрание четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений", в 1717 – собрания анатомических препаратов, трав и бабочек известного анатома Ф. Рюйша, содержавшее более 2 тысяч препаратов по эмбриологии и анатомии человека, а также 1179 номеров различных мелких животных, 259 номеров птиц, "законсервированных рюйшевым сухим способом". Все эти приобретения и легли в основу Кунсткамеры.

Первая экспозиция Кунсткамеры временно размещалась в Кикиных палатах близ Смольного монастыря. Вход в музей был бесплатным. Заботясь о просветительных задачах Кунсткамеры, Петр I отдал распоряжение: " .впредь всякого желающего оную осмотреть, пускать и водить, показывая и изъясняя вещи".

В это время Петр издает указ "О приносе родившихся уродцев, а также найденных необыкновенных вещей". Утаивание уродцев почиталось за государственное преступление и наказывалось штрафом. Тех же, кто спешил пополнить государеву коллекцию, награждали приличной денежной суммой. Акции изъятия существ странного вида у граждан российского государства проводилось в рамках так называемой "тератологии", или науки о монстрах. Тератология почиталась не только забавою, но и деятельностью весьма полезною, так как позволяла показать, что уроды появляются на свет по причинам естественным, без всякого вмешательства дьявола. Монстры всех видов и мастей поступали в Кунсткамеру регулярно и в изобилии — как живые, так и мертвые. Здесь тех, что были мертвыми, препарировали и готовили из них препараты. Царь с энтузиазмом принимал в этом участие: он был неплохим патологоанатомом и увлекался анатомией. (Живые так и существовали при музее до своей естественной смерти.) Некоторые из экспонатов петровского времени сохранились до сегодняшнего дня: например, двухголовый теленок и огромный скелет француза по имени Буржуа.

В 1741 г. был издан первый каталог музея под названием "Палаты Санкт-Петербургской Академии наук. Библиотека и Кунсткамера". В него вошли анатомические, зоологические, археологические и этнографические коллекции, минералогический кабинет, мюнцкабинет, Петровский (императорский) кабинет с восковой персоной и мемориальными вещами Петра I, его токарными инструментами. Императорский кабинет, созданный в Кунсткамере после смерти Петра I, был первым мемориальным комплексом, увековечившим его имя и дела.

В царствование Екатерины II Кунсткамера интенсивно пополнялась за счет государственной казны коллекциями ученых, возвращающихся из экспедиций, — Палласа, Гмелика, Генкеля, Лепехина, Нартова, Бема и др., а также коллекциями, купленными за рубежом. Судя по "Описанию" Кунсткамеры, вышедшему в 1800 г., ее структура не изменилась. Над входом в музей были начертаны слова Екатерина II из "Наказа": "Хотите ли предупредить преступления. Сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми".

В XVIII веке в Европе расширяются функции ботанических садов, увеличивается и их численность. В России в 1714 г. был открыт Аптекарский сад (с 1735 г. "медицинский огород") на Аптечном острове в Санкт-Петербурге, где выращивались не только лекарственные растения, но и разные коллекционные травы.

Кроме "медицинского огорода" с 1735 г. в столице России действовал ботанический сад Академии наук. Ботанический сад – научно-исследовательское, учебное, просветительское учреждение, распространяющее знания об эволюции флоры, об использовании растений человеком. С древнейших времен человек стремился приблизить к себе полезные дикорастущие растения. Уже египтяне и вавилоняне закладывали сады, в которых высаживали привозимые из других стран растения, в первую очередь декоративные. Одним из " семи чудес света" считались "висячие сады" Вавилона, связанные с именем ассирийской царицы Семирамиды (конец IX века до н.э.). Первый в мире ботанический сад, лесопарк около Афин, принадлежал "отцу ботаники" Теофасту (371 – 286 г.г. до н.э.) и использовался с исследовательскими и образовательными целями. Практичные римляне имели сады, предназначавшиеся для выращивания лекарственных растений. В средние века ту же задачу выполняли монастырские сады. На Руси издавна существовали плодовые сады: в летописях описаны яблоневый сад Киево-Печерского монастыря (XI век), культурные сады в Москве (с XIV века), аптекарские огороды (с середины XV века). По переписи 1701, в России было 43 сада. Работы по интродукции растений (введении в культуру дикорастущих растений или культурных видов и сортов из стран и областей с иными природными условиями) начались при Петре I. На базе "аптекарских огородов" созданы ботанические сады в Москве (1706) и Петербурге (1714).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Вклад учения дзен в искусство Японии
Дзен начал играть особую роль в самурайской Японии с XVII в. Это учение породило целый ряд не существовавших до того и специфических для японской культуры видов искусств, а также придал традиционным занятиям творческую раскрепощенность со ...

Социальная организация
Древнерусское государство возникло как результат многовекового исторического развития восточных славян. Оно было настолько обширно, что представить, будто на всей его территории быт жителей был одинаковым – просто невозможно! Естественно, ...

Художественно-дизайнерская проработка
Европейская культура средневековья представляла собой некую целостность. Русь напротив, прошла долгий путь, прежде чем черты ее национальной культуры определились окончательно. С одной стороны в древнерусском искусстве (X - XVII век) были ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы