Естественно-научные коллекции и музеи

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Естественно-научные коллекции и музеи

Страница 1

О самых ранних естественно-научных коллекциях в России нет достоверных сведений. Начало целому ряду крупнейших собраний было положено Петром I. Во время своих неоднократных посещений Западной Европы Петр I встречался с учеными, в частности с президентом Берлинской академии наук Г.В. Лейбницем, посещал научные учреждения, библиотеки, анатомические музеи, кунсткамеры, картинные галереи, мюнцкамеры. Из заграничных путешествий Петр I привозит зоологические, ботанические и минералогические коллекции, приборы и инструменты.

В 1716 году в Голландии было куплено "Альберта Сабы славное собрание четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений", в 1717 – собрания анатомических препаратов, трав и бабочек известного анатома Ф. Рюйша, содержавшее более 2 тысяч препаратов по эмбриологии и анатомии человека, а также 1179 номеров различных мелких животных, 259 номеров птиц, "законсервированных рюйшевым сухим способом". Все эти приобретения и легли в основу Кунсткамеры.

Первая экспозиция Кунсткамеры временно размещалась в Кикиных палатах близ Смольного монастыря. Вход в музей был бесплатным. Заботясь о просветительных задачах Кунсткамеры, Петр I отдал распоряжение: " .впредь всякого желающего оную осмотреть, пускать и водить, показывая и изъясняя вещи".

В это время Петр издает указ "О приносе родившихся уродцев, а также найденных необыкновенных вещей". Утаивание уродцев почиталось за государственное преступление и наказывалось штрафом. Тех же, кто спешил пополнить государеву коллекцию, награждали приличной денежной суммой. Акции изъятия существ странного вида у граждан российского государства проводилось в рамках так называемой "тератологии", или науки о монстрах. Тератология почиталась не только забавою, но и деятельностью весьма полезною, так как позволяла показать, что уроды появляются на свет по причинам естественным, без всякого вмешательства дьявола. Монстры всех видов и мастей поступали в Кунсткамеру регулярно и в изобилии — как живые, так и мертвые. Здесь тех, что были мертвыми, препарировали и готовили из них препараты. Царь с энтузиазмом принимал в этом участие: он был неплохим патологоанатомом и увлекался анатомией. (Живые так и существовали при музее до своей естественной смерти.) Некоторые из экспонатов петровского времени сохранились до сегодняшнего дня: например, двухголовый теленок и огромный скелет француза по имени Буржуа.

В 1741 г. был издан первый каталог музея под названием "Палаты Санкт-Петербургской Академии наук. Библиотека и Кунсткамера". В него вошли анатомические, зоологические, археологические и этнографические коллекции, минералогический кабинет, мюнцкабинет, Петровский (императорский) кабинет с восковой персоной и мемориальными вещами Петра I, его токарными инструментами. Императорский кабинет, созданный в Кунсткамере после смерти Петра I, был первым мемориальным комплексом, увековечившим его имя и дела.

В царствование Екатерины II Кунсткамера интенсивно пополнялась за счет государственной казны коллекциями ученых, возвращающихся из экспедиций, — Палласа, Гмелика, Генкеля, Лепехина, Нартова, Бема и др., а также коллекциями, купленными за рубежом. Судя по "Описанию" Кунсткамеры, вышедшему в 1800 г., ее структура не изменилась. Над входом в музей были начертаны слова Екатерина II из "Наказа": "Хотите ли предупредить преступления. Сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми".

В XVIII веке в Европе расширяются функции ботанических садов, увеличивается и их численность. В России в 1714 г. был открыт Аптекарский сад (с 1735 г. "медицинский огород") на Аптечном острове в Санкт-Петербурге, где выращивались не только лекарственные растения, но и разные коллекционные травы.

Кроме "медицинского огорода" с 1735 г. в столице России действовал ботанический сад Академии наук. Ботанический сад – научно-исследовательское, учебное, просветительское учреждение, распространяющее знания об эволюции флоры, об использовании растений человеком. С древнейших времен человек стремился приблизить к себе полезные дикорастущие растения. Уже египтяне и вавилоняне закладывали сады, в которых высаживали привозимые из других стран растения, в первую очередь декоративные. Одним из " семи чудес света" считались "висячие сады" Вавилона, связанные с именем ассирийской царицы Семирамиды (конец IX века до н.э.). Первый в мире ботанический сад, лесопарк около Афин, принадлежал "отцу ботаники" Теофасту (371 – 286 г.г. до н.э.) и использовался с исследовательскими и образовательными целями. Практичные римляне имели сады, предназначавшиеся для выращивания лекарственных растений. В средние века ту же задачу выполняли монастырские сады. На Руси издавна существовали плодовые сады: в летописях описаны яблоневый сад Киево-Печерского монастыря (XI век), культурные сады в Москве (с XIV века), аптекарские огороды (с середины XV века). По переписи 1701, в России было 43 сада. Работы по интродукции растений (введении в культуру дикорастущих растений или культурных видов и сортов из стран и областей с иными природными условиями) начались при Петре I. На базе "аптекарских огородов" созданы ботанические сады в Москве (1706) и Петербурге (1714).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Античная культура и возникновение христианства
В I веке нашей эры в Палестине, в среде евреев, появилась новая религия – христианство. Она стала быстро распространяться по территории Римской империи. Притом, что это государство было достаточно веротерпимым, его власти обрушили на хрис ...

Гуманистические идеи философа и поэта Г. Сковороды
«Сродный труд» Уделяет проблеме борьбы добра против зла, которое господствует в обществе. Единый способ борьбы добра против зла – это противостояние ему добрых начал, которые закладены в природе человека. Идея превращения труда из способ ...

Стереотипные представления о русских в Европе
В каждой стране существуют стереотипные представления о не только самих себе, но и о других народах. Среди последних часто встречаются стереотипные представления о русских, которые весьма существенно различаются между собой. Очевидно, что ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы