Исторические типы цивилизаций. Среди исторических типов цивилизаций можно выделить:
а) сохранившиеся, внутренне трансформировавшиеся цивилизации (Индии, Китая, Западной Европы, России и др.);
б) погребенные историей ассимилированные цивилизации (Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и др.).
В основу приведенной Н. Я. Данилевским первой классификации исторических типов цивилизаций (надо сказать, весьма усеченной) положено понятие культурно-исторического типа — психологической, нравственной, культурной, государственно-политической, экономической общности исторически сблизившихся народов. В данной классификации выделяются 10 положительных «деятелей истории»:
1) египетская,
2) китайская,
3) ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская (или древнесемитическая),
4) индийская,
5) иранская,
6) еврейская,
7) греческая,
8) римская,
9) новосемитическая (или аравийская),
10) германо-романская (или европейская) цивилизации.
Кроме того, упоминаются непроясненные, неточно названные мексиканская и перуанская цивилизации, погибшие и не успевшие развиться. К числу недостатков приведенной классификации следует отнести смешение в ней (общенациональных и региональных цивилизаций, а также необоснованное крайне пессимистичное заключение о неизбежном распаде культурно-исторических типов.
Другая (также неполная) известная классификация английского историка А. Дж. Тойнби, данная в «Постижении истории», охватывает 21 цивилизацию: «Если семь из них — живые . общества, то остальные 14 — мертвые». Гибель большинства исчезнувших цивилизаций, по мнению автора, была ускорена изнурительными войнами и внешними завоеваниями. В отличие от Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера, он в принципе допускал возможность перманентного выживания территориально локализованных культур и цивилизаций, но приводил ограничения, делал пессимистические оговорки и допускал непоследовательные высказывания.
Например, в статье «Повторяется ли история» А. Дж. Тойнби склоняется к выводу о том, что в будущем шансы выжить, « . придать истории новый, не имеющий прецедента поворот .» имеет только западная цивилизация при условии создания мегагосударственных органов управления (« кооперативного мирового правительства»), нахождения компромисса «между свободным предпринимательством и социализмом» и появления новой «Универсальной» религии. Как видно, западноцентризм, выдворенный в «Постижении истории» в дверь, в статьях середины 1940-х гг. просунулся в окно в виде неоглобалистской утопии, в которой некоторые верные догадки затушевываются реставрацией мифа о неизменном господстве, об исключительном праве на выживание «центральной» цивилизации.
А. Дж. Тойнби делит цивилизации на независимые и связанные.
Независимые цивилизации: египетская, шумерская, минойская, китайская, майянская, андская.
Связанные цивилизации имеют (весьма условные) подразделения:
- связанные внешним пролетариатом: индская, хеттская, сирийская, эллинская (сильнейший отпечаток на ход их развития и процессы распада оказали завоеватели и разрушительные войны);
- аффилированные внутренним пролетариатом (производящим блага большинством населения) и имеющие чужой творческий источник: дальневосточная (основная), дальневосточная (в Корее, Японии), западная, православно-христианская (основная), православно-христианская (в России);
- аффилированные внутренним пролетариатом и имеющие свой творческий источник: индуистская, иранская, арабская;
- связанные господствующим меньшинством (авторитарно правящей квазиэлитой): вавилонская, юкатанская, мексиканская.
Любые классификации исторических типов цивилизаций носят ограниченный характер. Важно фиксировать внимание на признаках живучести одних цивилизаций (их историческое время практически не ограничено) и причинах угасания других. Культура и цивилизация выживают, если сохраняют порыв к ментальной идентификации и духовному самоопределению, способность сберегать и обогащать свой стиль как «некое движущееся целое», «общую конфигурацию и взаимоотношение отдельных частей» (А. Крёбер). Преемственность и прогрессивное развитие стиля творческого традиционализма составляют важнейшее условие самосохранения отечественной культуры и цивилизации. Умирают культуры и цивилизации, которые утрачивают способность к проявлению подобных стремлений, тогда, когда процесс разложения становится необратимым.
Еще по теме:
Возрождение — явление культурного развития Западной и Центральной Европы
Прочно сложившиеся средневековые представления впервые всерьез подверглись сомнению в Италии XIV в. В этой стране происходило более быстрое развитие городов и городской культуры, происходит переход от общества феодального — к буржуазному. ...
Приёмы графической подачи и графические возможности в изображении объектов
Графика является наиболее распространенным видом изобразительного искусства. Графика – это один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художеств ...
Социально-экономические условия развития туризма
Алтайский край расположен почти в центре России на юго-востоке Западной Сибири, на стыке крупнейшей в мире Западно-Сибирской равнины и Алтайских гор. Его площадь 168 тыс.кв.км. Протяженность с севера на юг - 500 км, а с запада на восток - ...