Понятие цивилизации

Информация о культуре » Понятие цивилизации

Страница 6

Исторические типы цивилизаций. Среди исторических типов цивилизаций можно выделить:

а) сохранившиеся, внутренне трансформировавшиеся цивилизации (Индии, Китая, Западной Европы, России и др.);

б) погребенные историей ассимилированные цивилизации (Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и др.).

В основу приведенной Н. Я. Данилевским первой классификации исторических типов цивилизаций (надо сказать, весьма усеченной) положено понятие культурно-исторического типа — психологической, нравственной, культурной, государственно-политической, экономической общности исторически сблизившихся народов. В данной классификации выделяются 10 положительных «деятелей истории»:

1) египетская,

2) китайская,

3) ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская (или древнесемитическая),

4) индийская,

5) иранская,

6) еврейская,

7) греческая,

8) римская,

9) новосемитическая (или аравийская),

10) германо-романская (или европейская) цивилизации.

Кроме того, упоминаются непроясненные, неточно названные мексиканская и перуанская цивилизации, погибшие и не успевшие развиться. К числу недостатков приведенной классификации следует отнести смешение в ней (общенациональных и региональных цивилизаций, а также необоснованное крайне пессимистичное заключение о неизбежном распаде культурно-исторических типов.

Другая (также неполная) известная классификация английского историка А. Дж. Тойнби, данная в «Постижении истории», охватывает 21 цивилизацию: «Если семь из них — живые . общества, то остальные 14 — мертвые». Гибель большинства исчезнувших цивилизаций, по мнению автора, была ускорена изнурительными войнами и внешними завоеваниями. В отличие от Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера, он в принципе допускал возможность перманентного выживания территориально локализованных культур и цивилизаций, но приводил ограничения, делал пессимистические оговорки и допускал непоследовательные высказывания.

Например, в статье «Повторяется ли история» А. Дж. Тойнби склоняется к выводу о том, что в будущем шансы выжить, « . придать истории новый, не имеющий прецедента поворот .» имеет только западная цивилизация при условии создания мегагосударственных органов управления (« кооперативного мирового правительства»), нахождения компромисса «между свободным предпринимательством и социализмом» и появления новой «Универсальной» религии. Как видно, западноцентризм, выдворенный в «Постижении истории» в дверь, в статьях середины 1940-х гг. просунулся в окно в виде неоглобалистской утопии, в которой некоторые верные догадки затушевываются реставрацией мифа о неизменном господстве, об исключительном праве на выживание «центральной» цивилизации.

А. Дж. Тойнби делит цивилизации на независимые и связанные.

Независимые цивилизации: египетская, шумерская, минойская, китайская, майянская, андская.

Связанные цивилизации имеют (весьма условные) подразделения:

- связанные внешним пролетариатом: индская, хеттская, сирийская, эллинская (сильнейший отпечаток на ход их развития и процессы распада оказали завоеватели и разрушительные войны);

- аффилированные внутренним пролетариатом (производящим блага большинством населения) и имеющие чужой творческий источник: дальневосточная (основная), дальневосточная (в Корее, Японии), западная, православно-христианская (основная), православно-христианская (в России);

- аффилированные внутренним пролетариатом и имеющие свой творческий источник: индуистская, иранская, арабская;

- связанные господствующим меньшинством (авторитарно правящей квазиэлитой): вавилонская, юкатанская, мексиканская.

Любые классификации исторических типов цивилизаций носят ограниченный характер. Важно фиксировать внимание на признаках живучести одних цивилизаций (их историческое время практически не ограничено) и причинах угасания других. Культура и цивилизация выживают, если сохраняют порыв к ментальной идентификации и духовному самоопределению, способность сберегать и обогащать свой стиль как «некое движущееся целое», «общую конфигурацию и взаимоотношение отдельных частей» (А. Крёбер). Преемственность и прогрессивное развитие стиля творческого традиционализма составляют важнейшее условие самосохранения отечественной культуры и цивилизации. Умирают культуры и цивилизации, которые утрачивают способность к проявлению подобных стремлений, тогда, когда процесс разложения становится необратимым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Схема организации производственного участка
Я предлагаю ввести новую номенклатуру изделий на металлургическом заводе, оснащенном оборудованием для плазменной резки металла, процесс изготовления изделия не занимает много времени, следовательно, не требуется создание отдельного произ ...

Изобразительное искусство
Важным памятником истории и культуры болгар, в том числе культуры духовной, являются граффити – рисунки, процарапанные на известняке или кирпиче средневековыми художниками. Их находят на стенах крепостей и домов, языческих храмов и христи ...

Специфика работы над сценарием театрализованного представления на документально-публицистическом материале
В процессе создания сценария, сценаристу необходимо знать в первую очередь то, о чем он хочет поведать аудитории, какую мысль и ради чего он будет ее утверждать, где будет проходить предстоящее действо. Драматургия театрализованных предс ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы