Понятие цивилизации

Информация о культуре » Понятие цивилизации

Страница 6

Исторические типы цивилизаций. Среди исторических типов цивилизаций можно выделить:

а) сохранившиеся, внутренне трансформировавшиеся цивилизации (Индии, Китая, Западной Европы, России и др.);

б) погребенные историей ассимилированные цивилизации (Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и др.).

В основу приведенной Н. Я. Данилевским первой классификации исторических типов цивилизаций (надо сказать, весьма усеченной) положено понятие культурно-исторического типа — психологической, нравственной, культурной, государственно-политической, экономической общности исторически сблизившихся народов. В данной классификации выделяются 10 положительных «деятелей истории»:

1) египетская,

2) китайская,

3) ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская (или древнесемитическая),

4) индийская,

5) иранская,

6) еврейская,

7) греческая,

8) римская,

9) новосемитическая (или аравийская),

10) германо-романская (или европейская) цивилизации.

Кроме того, упоминаются непроясненные, неточно названные мексиканская и перуанская цивилизации, погибшие и не успевшие развиться. К числу недостатков приведенной классификации следует отнести смешение в ней (общенациональных и региональных цивилизаций, а также необоснованное крайне пессимистичное заключение о неизбежном распаде культурно-исторических типов.

Другая (также неполная) известная классификация английского историка А. Дж. Тойнби, данная в «Постижении истории», охватывает 21 цивилизацию: «Если семь из них — живые . общества, то остальные 14 — мертвые». Гибель большинства исчезнувших цивилизаций, по мнению автора, была ускорена изнурительными войнами и внешними завоеваниями. В отличие от Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера, он в принципе допускал возможность перманентного выживания территориально локализованных культур и цивилизаций, но приводил ограничения, делал пессимистические оговорки и допускал непоследовательные высказывания.

Например, в статье «Повторяется ли история» А. Дж. Тойнби склоняется к выводу о том, что в будущем шансы выжить, « . придать истории новый, не имеющий прецедента поворот .» имеет только западная цивилизация при условии создания мегагосударственных органов управления (« кооперативного мирового правительства»), нахождения компромисса «между свободным предпринимательством и социализмом» и появления новой «Универсальной» религии. Как видно, западноцентризм, выдворенный в «Постижении истории» в дверь, в статьях середины 1940-х гг. просунулся в окно в виде неоглобалистской утопии, в которой некоторые верные догадки затушевываются реставрацией мифа о неизменном господстве, об исключительном праве на выживание «центральной» цивилизации.

А. Дж. Тойнби делит цивилизации на независимые и связанные.

Независимые цивилизации: египетская, шумерская, минойская, китайская, майянская, андская.

Связанные цивилизации имеют (весьма условные) подразделения:

- связанные внешним пролетариатом: индская, хеттская, сирийская, эллинская (сильнейший отпечаток на ход их развития и процессы распада оказали завоеватели и разрушительные войны);

- аффилированные внутренним пролетариатом (производящим блага большинством населения) и имеющие чужой творческий источник: дальневосточная (основная), дальневосточная (в Корее, Японии), западная, православно-христианская (основная), православно-христианская (в России);

- аффилированные внутренним пролетариатом и имеющие свой творческий источник: индуистская, иранская, арабская;

- связанные господствующим меньшинством (авторитарно правящей квазиэлитой): вавилонская, юкатанская, мексиканская.

Любые классификации исторических типов цивилизаций носят ограниченный характер. Важно фиксировать внимание на признаках живучести одних цивилизаций (их историческое время практически не ограничено) и причинах угасания других. Культура и цивилизация выживают, если сохраняют порыв к ментальной идентификации и духовному самоопределению, способность сберегать и обогащать свой стиль как «некое движущееся целое», «общую конфигурацию и взаимоотношение отдельных частей» (А. Крёбер). Преемственность и прогрессивное развитие стиля творческого традиционализма составляют важнейшее условие самосохранения отечественной культуры и цивилизации. Умирают культуры и цивилизации, которые утрачивают способность к проявлению подобных стремлений, тогда, когда процесс разложения становится необратимым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Особенности гуманизма в Германии
Гуманисты единодушно утверждали, что в античной культуре под покровом поэтического вымысла, «мифов и басен», содержатся непреходящие истины. Это позволяло ощущать античность живым культурным наследием, актуализировать его смысл, находя в ...

Основы мировоззрения Византии и ее роль в развитии культуры
Византийская культура впитала в себя античное наследие и культуру населявших ее народов. Однако влияние античности выхолащивалось церковью и деспотией. В Византии существовала народная культура: эпос, басни, фольклорные песни, языческие п ...

Бог индийского Пантеона – Кришна
Бог индийского Пантеона – Кришна главный и самый популярный. Бог индийского пантеона считается воплощением Бога – охранителя жизни по имени Вишну. Кришна – воплощение Вишну. Кришна – олицетворение Высшего Космического Разума и одновременн ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы