Основными факторами самосохранения той или иной национальной либо общенациональной цивилизации являются соответственно: сохранение и корректировка характера титульной нации; обогащение национального либо межнационального социально-экономического и политического менталитетов; упрочение целостности общенациональной культуры; преемственность и модернизация исторически сложившегося стиля (объединяющего слагаемые культуры и цивилизации); рациональное использование энергии; положительная динамика экономического развития; рост качества потребления; совершенствование национально определенного социально-экономического, государственно-политического строя на базе социально сплачивающей ментальности и поливариантной стратегии системного развития. Согласно точке зрения одного из представителей исторической школы «Анналы» А. Буро, ментальность обеспечивает оптимум (иногда только минимум) социальной солидарности в конкретном обществе, формируя совместные «диагональные» ценности, общие консолидирующие убеждения этносоциальных слоев, предупреждающие антагонистические дискурсы.
Прогресс локальной цивилизации сопровождается повышением уровня технико-технологической оснащенности производства, эффективности экономической системы, качества бытового жизнеобеспечения, уровня жизни населения. Это достигается воплощением в жизнь собственной (общенациональной идеи и вытекающей из нее стратегии системного развития. «Каждая страна должна отыскать свой собственный путь повышения уровня жизни, укрепления безопасности и здоровья своего народа, обеспечения процветания культурной и интеллектуальной жизни общества. Альтернативные перспективы признают разнообразие — возможность многочисленных путей развития отдельных государств», — говорится в Национальном отчете о человеческом развитии-1999. Коррелятивными качественными показателями достигнутых успехов здесь становятся, прежде всего, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), коэффициент субсидиарное™ (КС, как уже говорилось, определяется размерами помощи, оказываемой нуждающимся социальным слоям), индекс ускорения социального (социально-культурного) прогресса (ИУСП), интегральный показатель социального (социально-культурного) прогресса (ИПСП).
По признанию Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, белорусская модель доказала свою жизнеспособность и эффективность. Аналогичные конвергентные модели позволят в течение XXI в. создать благоустроенный тип постэкономического общества, в понимании В. Л. Иноземцева, характеризующийся социализацией собственности, информационным оснащением и интеллектуализацией труда, который постепенно утратит признаки принудительности и приобретет черты солидарного творческого взаимодействия. Основанная на институциональных «противовесах» белорусская модель максимально сблизится с преобразованной шведской моделью, с которой ее в первую очередь объединяет опора на смешанную экономику и субсидиарную (социально-патронажную) политику рационально-всевластного государства. «Для того чтобы Республика Беларусь заняла достойное место в мире, — сказано в указанном выше Национальном отчете, — необходимо соединение лучших достижений мировой цивилизации с историческими особенностями нашей страны: национальными, культурными и духовными традициями . В этих целях ей необходимо сконцентрировать свое внимание на формировании духовных и материальных потребностей человека нового общества, развитии человеческого капитала и других факторов производства». При осуществлении институциональных реформ в Республике Беларусь важно добиваться сбалансированного соединения магистрального ориентира на комплексное перевооружение производства на основе новейших достижений науки и техники с неизменной установкой на приоритеты социальной сферы. Совершенствуемая белорусская модель носит комбинационный (постмодернистский) характер. Она основывается на избирательном извлечении, рекомбинировании и обогащении лучших достижений зарубежных национальных экономических моделей.
Опыт социального прогресса стран Северной Европы (Швеции, Финляндии, Норвегии, Ирландии, Исландии, Нидерландов), на который есть резон ориентироваться Беларуси, показывает, что неантагонистические общества, в которых формируется и укрепляет свои позиции субсидиарный капитализм, способны, стабильно сохраняя и развивая гуманистические традиции, добиваться благосостояния для всех социальных слоев, достигать прочного социального мира и национального единства, элиминировать из отношений с менее материально благополучными странами проявления финансово-экономической и всякой иной «каскадной эксплуатации», жесткого политического давления и культурно-идеологической экспансии. Здесь происходит не «размывание» среднего класса, а его увеличение и укрепление, все полнее удовлетворяются социальные потребности женщин, которые активно участвуют в процессах принятия решений в профессиональной, экономической, политической сферах.
Еще по теме:
Понятие цивилизации. Культура и
цивилизация
Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация" возник гор ...
"Золотой Век" музеев во второй половине xix - начале xx века в России
Становление музейного дела стран Европы в два больших этапа. Первый этап — от французской революции 1789 г. до Большой промышленной выставки 1851 г., второй — с 1851 г. до начала первой мировой войны.
Из всех веков мировой истории, предш ...
Морфология культуры
Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчаст ...