Понятие цивилизации

Информация о культуре » Понятие цивилизации

Страница 3

Культура генерирует информацию в виде нового и усредненного знания, необходимую для развития и функционирования Цивилизации. Цели культуры: развитие и реализация творческих способностей личности, расширение креативного партнерства, диапазона свободы индивидуальных и социальных субъектов, проектирование гармоничной картины мира, эстетическое преображение среды обитания человека.

Культура создает, воспроизводит, хранит образцы, программы человеческой деятельности, социального поведения, вырабатывает изменяющуюся систему идей, ценностных ориентаций и нормативных установок. Цивилизация подвергает стереотипизации эти образцы, программы и воплощает их в более совершенные технологии, технические, организационно-экономические и политические системы, усложняющиеся коммуникации, в приспособленную к возросшим потребностям инфраструктуру жизнедеятельности, быта, в качественно улучшенные предметы массового потребления и т.п. Культура есть информационная, знаково-символическая, ментальная, духовная основа цивилизации. В свою очередь цивилизация подводит под культуру технико-технологический базис, систему материального, институционального и жизненного обеспечения.

Предельно упрощенно взаимоотношения культуры и цивилизации можно представить по аналогии со взаимодействием двух самых крупных компонентов персонального компьютера: software (англ.) — программного обеспечения, hardware — материальной части компьютера (термины введены П. Козловски). Людям, хорошо знающим эту технику, не нужно объяснять, что без информационной «начинки» коробка с мудреным радиоэлектронным устройством может служить в лучшем случае подставкой. Чем сложнее техническое оснащение компьютера, тем совершеннее его программное обеспечение. Одно от другого отделить невозможно. Прямая зависимость software от hardware при ведущей роли искусственного интеллекта уже подвигла ученых и техников на создание компьютеров 4—5-го поколений. В принципе аналогичные функции и взаимозависимости наблюдаются и при взаимодействии культуры и цивилизации. Только здесь все обстоит гораздо сложнее, если не противоречивее. Культуре требуется длительное историческое время, чтобы широкомасштабно доказать свое первенство и превосходство над цивилизацией и продемонстрировать ведущую роль в творческом обновлении и гуманизации общественной жизни.

Подвижное динамическое равновесие (гомеостаз) между культурой и цивилизацией в обществе массового потребления сегодня нарушено из-за (замеченного еще О. Шпенглером в «Закате Европы») превращения цивилизации в цель, а культуры — в средство. Выживание человечества в третьем тысячелетии напрямую зависит от достижения обратного отношения. Это предполагает:

а) сохранение рекомбинируемого плюралистического разнообразия этнонациональных, общенациональных, региональных культур и соответствующих разномасштабных, хозяйственно-культурных регионов, локальных цивилизаций;

б) последовательную демократизацию последних на путях ступенчатого развития сациально-компромиссного и субсидиарного капитализма, в перспективе — его сочетание с демократическим социализмом, благодаря чему возникнет интегральный общественный строй свободно ассоциированных собственников — корпоративный социабелизм;

в) переориентацию членов «кооператива отечеств» на адаптацию культурно-цивилизационного развития к органической эволюции живой природы (П. Кууси);

г) создание ноосферы (В. Вернадский), т.е. сферы разумного управления природно-космическими и социально- культурными процессами с помощью интегрированного и популяризированного знания.

Следует различать современные и исторические типы цивилизаций, не отрывая их друг от друга.

Современные типы цивилизаций. К числу современных типов цивилизаций относятся национальные и общенациональные, региональные и суперрегиональные, а также мировая цивилизация, имеющая богатый опыт исторического развития. Последняя складывается в областях взаимопересечения локальных цивилизаций. Она представляет общие достижения, стандарты разномасштабных локальных цивилизаций, а также охватывающие эти цивилизации процессы уравновешенной глобализации (технико-технологической, социально-экономической, институционально-политической).

Эталоны мировой культуры и производные от них стандарты прокладывают информационные каналы взаимодействия, взаимного обмена достижениями между национальными, общенациональными, суперрегиональными цивилизациями. Всем известный Интернет обеспечивает многоканальные информационные связи, коммуникации и ретранслирует в них эталоны и стандарты творчества. Уже в наступившем столетии он, видимо, будет превзойден прогнозировавшейся А.Д. Сахаровым Всемирной информационной системой (ВИС), которая включит в себя практически все виды компьютерных, электронных, телевизионных и других высокомобильных коммуникационных технологий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Драматургия и историография в условиях Реформации
В литературе Швейцарии, не имевшей языкового единства, германская и романская ветви которой развивались самостоятельно, ведущее место занимала драматургия. Новые тенденции в ней тесно сплетались со средневековыми традициями. Предпосылки т ...

Жанры фольклора
Все фольклорные жанры принято группировать, как в литературе, в три группы или три вида: драматические, прозаические и песенные. Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят загадки, пословицы и поговорки. Под ...

Художественные направления 18 века и их характерные особенности
Художественное направление - принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени. Барокко - направление в европейской архитектуре и искусстве конца 16-18 веков, для которого характерны: - грандиозность, пышн ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы