Понятие цивилизации

Информация о культуре » Понятие цивилизации

Страница 1

Определение цивилизации. Цивилизация включает в себя системообразующие компоненты общественной жизни: технико-технологический, социально-экономический, политический, материально-бытовой.

Цивилизация — материально-техническая, технологическая, материально-бытовая основа общества и его культуры, степень сложности, совершенства, качественное своеобразие экономических, социальных, политических (государственно-правовых) институтов данного общества.

Слово «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, принадлежащий гражданину) в словаре В. Даля интерпретируется как «общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ — обратить из дикого, грубого быта в гражданственный».

Впервые термин «цивилизация» употребил французский экономист- физиократ В.-Р. Мирабо (1715—1789) в труде «Друг людей, или Трактат о народонаселении» (1756), противопоставив его слову «военный» и связав цивилизацию с мирным созидательным трудом на общее благо, с созданием второй, очеловеченной природы. В период европейского Просвещения сложилось устойчивое представление о цивилизованности — таком качестве отношений между людьми, которое зиждется на требованиях гуманизированной религии и морали, мягких нравах и справедливых законах. Считалось, что цивилизованные отношения в обществе регулируются вошедшими в привычку общечеловеческими нормами общежития, правилами приличия, вежливости, учтивости, утонченного обхождения.

Польский ученый П. Копечны в работе «О множественности цивилизаций» понимал под цивилизацией особую форму коллективности людей, специфический способ организации общественной жизни, при котором внешняя сторона характеризуется показателями здоровья и благоприобретения, а внутренняя — укреплением опор общественной морали и социальной истины. Цивилизованное сообщество, с его точки зрения, характеризуется также феноменом красоты. В указанной трактовке, по-видимому, проявилась имеющая длительную историю интеллектуальная привычка взаимного сближения «репрезентативной культуры» («культурности») и «представительной цивилизации» («цивилизованности»), доходящего до их некорректного отождествления. Эта цепкая привычка имеет некоторые основания. Вплетенность требований культуры в проекты цивилизованной жизни наиболее отчетливо проступает в идеально-нормативной сфере общества, которая нередко гиперболизируется ригористически настроенными философами и выдается за некую желаемую «сверхреальность».

Наоборот, различие — и даже противоречие — между культурой и цивилизацией рельефней вырисовывается в мире сущей действительности; хотя в оценках этого противоречия также наблюдаются известные перегибы примером которых может служить трактовка цивилизации как ступени «умирания культуры» О. Шпенглером в «Закате Европы». Параллельно взгляду О. Шпенглера на поляризированность культуры и цивилизации мысль об их размежевании резко выразил Н. Бердяев: «Культура и цивилизация — не одно и то же . Культура благородного происхождения . В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь . В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки . Цивилизация не имеет такого благородного происхождения . Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой вне храмов и культа . Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся . Культура имеет душу. Цивилизация же имеет методы и орудия». Необходимо избегать как уравнивания, так и чрезмерного противопоставления культуры и цивилизации, рассматривая характер их взаимоотношений в определенной исторической обстановке, в конкретных условиях функционирования.

Культура индивидуализирует, а цивилизация стандартизирует общественную и частную жизнь до определенной степени. В современном мире достижение динамического равновесия между культурой и цивилизацией — не говоря уже об их гармонии — пока является весьма проблематичным. Известно категоричное заключение А. Дж. Тойнби: «В мире нет общества, имеющего право утверждать, что оно прошло по пути цивилизации до конца и достигло своей цели». Эта цель, в нашем понимании, должна состоять в создании благоприятных условий для беспрепятственного соединения всех без исключения членов общества с духовным и материальным богатством, накапливаемым человечеством, а также в уравновешивании и во взаимном согласовании материальных и духовных сил на всех направлениях прогресса, росте социальной справедливости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Украинская портретная живопись 18 века
Реалистические тенденции были характерны для портретной живописи, который отмечался наличием разных стилей. Именно стилевые отличия портретной живописи стали ее специфической особенностью. Среди мастеров живописи стоит отметить Иову Кондз ...

Миф и формы мифологического освоения мира. Происхождение искусства
Мифология (как совокупность мифов) — это первоначальная форма собственно духовной культуры человечества. За время своего существования человечество создало универсальные культурные феномены, позволяющие лучше понимать друг друга, ощущать ...

Анализ лиможских эмалей xii-xiv века
Выемчатая эмаль - одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непро ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы