Понятие цивилизации

Информация о культуре » Понятие цивилизации

Страница 7

Гибнут или ассимилируются такие цивилизации, внутри которых катастрофически совмещаются следующие отрицательные факторы (отмеченные А. Дж. Тойнби в трудах «Постижение истории», «Цивилизация перед судом истории»):

1) неумение найти адекватный ответ на вызов (последним может быть внешнее завоевание, иногда сменяющее империалистическую экспансию, либо внутренний тотальный кризис, либо то и другое одновременно); Круговая подтяжка лица smas лифтинг: цены.

2) угасание у маргинализируемых субъектов воли к сохранению цивилизации в единстве с культурой;

3) взаимное отчуждение утратившего авторитет правящего меньшинства плохо управляемого большинства и упавшего духом творческого меньшинства, устремляющегося в «башню из слоновой кости» или проявляющего индифферентность к ассимиляции собственной культуры, инкорпорированию своей цивилизации чужой, утрате политической самостоятельности (распады гиперкризисной древнеримской империи, «эмбриональных» хеттской, готской, половецкой и других не самоопределившихся до конца цивилизаций служат наглядными историческими иллюстрациями типичных деструктивных тенденций к расколу и распаду);

4) разложение «ментальной матрицы», духовных основ кризисного общества и «размывание» стиля надломленной культуры и цивилизации;

5) чрезмерная закрытость и крайний консерватизм, цепляние за отжившие формы жизни — зелотизм*, либо, наоборот, всеядность и безграничное подражательство, саморазрушение притоком извне беспорядочных нововведений — иродианство.

Третий из приведенных разрушительных моментов является наиболее опасным. Цивилизацию, утрачивающую историческую ориентацию и собственный стиль, к гибели приводит необратимое разделение государства, народа и интеллигенции, лишившихся объединительной идеи, образно говоря, «развод», который не сопровождается новым «браком». Подрывная сила данного фактора нередко приводила к катастрофе зарождавшиеся сообщества. Русский философ и историк Л. П. Карсавин в книге «Культура средних веков» отмечал факт «самоубийства» остготской цивилизации, в котором во многом были виноваты король остготов Теодорих и его окружение. Правитель пытался подогнать «эмбриональную» культуру и цивилизацию под образец реликтов распавшейся гиперкультуры и суперцивилизации Западного Рима, дополнив их византийской пышностью и великолепием. Эта ложная идея загубила неразвившийся «эмбрион».

Другие раннефеодальные цивилизации (например, франкская, англосаксонская) выжили и трансформировались в средние века, дав ростки новым национальным государственным образованиям и проявив в ходе «прививок» избранных «римских черенков» достаточную осмотрительность и самостоятельность, приверженность сбалансированному способу самопреобразования, который основывался на взаимном адаптировании и взвешенной гибридизации варварской, христианской и античной культур.

Рассматривая генезис выживших (и трансформировавшихся) цивилизаций, А. Дж. Тойнби указывал на радикальный способ отрицания ими своих предшественниц: «Начав с мутаций, преобразовавших примитивные общества в цивилизации, мы обнаружили процесс перехода от статического состояния к динамической деятельности. Эта же формула характеризует и альтернативный способ возникновения цивилизации — через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших обществ, утративших свою творческую силу. Правящее меньшинство такого Рода обществ статично (крайне консервативно. — И.Ш.), и отделение пролетариата представляет собой динамичную реакцию именно на эту статичность, что в конечном счете оказывается главным условием возникновения нового общества». При эволюционных же изменениях активная масса создает духовно-практическую почву для поворотных реформ и выдвигает из своей среды резерв пассионарного творческого и правящего меньшинства, генерирующего вместе с ней новую идею, форму жизни, стиль культуры и цивилизации.

В целом в настоящую эпоху самосохранение и восходящее развитие национальных и общенациональных цивилизаций в значительной мере обусловливаются:

- их способностью образовывать с однокоренными культурами ментальные и стилистические целостности, в которых внутренняя модернизация преобладает над привнесенной;

- органичным активным включением в соответствующие региональные и суперрегиональные цивилизации и функционально точным самостоятельным самоопределением в их (или на их)границах;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Кино как синтетический вид искусства
Родителями кинематографа называют театр и фотографию. Но, если разобраться, то и эти виды искусства синтетичны. Кинематограф вобрал в себя абсолютно все искусства, переработал их и трансформировал. Можно даже сказать «собрал лучшее» и при ...

Скульптурная или объемная резьба
Скульптурная, или объёмная резьба, характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличии от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной рез ...

Работа в материале
Среди различных способов формовки керамических изделий литье занимает особое место. Оно дает возможность с большой точностью изготовить множество совершенно одинаковых тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму, небольших скульптурок с т ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы