Прогностический подход к организации художественной самодеятельности в условиях производственного коллектива

Информация о культуре » Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям » Прогностический подход к организации художественной самодеятельности в условиях производственного коллектива

Страница 4

Анализ практики, организация и выбор разнообразных видов художественной самодеятельности членов производственного коллектива показывают, что в период постсоциализма (так же как и раньше) необходимы:

- наличие материально-технической базы, включающей специализированные аудитории для занятий творческих коллективов; инструментарий; костюмы и т.д.

- наличие штата; руководителей различных жанров самодеятельности: хореографические коллективы (бальный, эстрадный, народный классический танец); оркестры и ансамбли народных и духовых инструментов, ВИА; студии сольного и академического хорового пения; хоровые коллективы ветеранов, народные хоры и фольклорные ансамбли; студии: драматические и художественного слова; авторской и эстрадной песни, цирковые;

- единый целенаправленный педагогический процесс, включающий перспективные планы (общие и каждого творческого объединения в отдельности), имеющий наличие творческих и педагогических целей, задач, форм и методов воспитания личности; участие в творческих смотрах различного уровня; концертные выступления в базовых производственных коллективах, учебных заведениях (школы, ПТУ, техникумы), в геронтологических домах, санаториях, детских садах; а также для наиболее одаренных и результативных коллективов – творческие маршруты по России, СНГ, близкому и дальнему зарубежью;

- наличие методического отдела, организующего работу во дворце, своем микрорайоне.

Как показал ретроспективный анализ, в современном производственном коллективе невозможно да и ненужно дублировать все виды творческой деятельности. Необходимо исходить из основных, реальных целей трудового объединения – обеспечения производственного процесса, продуктов материального производства. Исследование и обобщение опыта показало, что в современном производственном коллективе, исходя из интересов и потребностей его членов, целесообразнее всего создание хора народной песни, то есть такого вида художественной самодеятельности, который, как мы указывали ранее, полифункционален по своей природе (сольное, ансамблевое, хоровое пение, художественное чтение, хореография, пантомима, игра на народных инструментах – гармонике, деревянных духовых и ударных инструментах, жалейках, ложках, трещотках и т.д.). В своей творческой деятельности (репетиции, концерты) хор народной песни опирается на народное музыкальное творчество (различные жанры песен, фрагменты традиционных обрядов, обычаев и т.д.).

Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что создание художественной самодеятельности в современном производственном коллективе (материально-техническая база, специализированные помещения, расписание и др.) тесно связано с объемом свободного времени личности (в клуб человек приходит, как правило, в свой выходной день, а в остальные репетиционные дни корректирует время и на работе, и в быту). Необходимость приближения художественной самодеятельности к производственной деятельности коллектива вызывается рядом обстоятельств.

В трудовом коллективе объем свободного времени значительно меньше. Он связан, как мы писали, с обедом и окончанием рабочего дня. Репетиция, в отличие от клуба, может планироваться не более 1 – 1,5 часа два раза в неделю. Другая, организационная, проблема создания художественной самодеятельности в производственном коллективе состоит в том, что требуется наличие сохранившегося красного уголка (комната отдыха) или его восстановление, что требует и его руководства. Организация педагогического процесса (расписание репетиций) должна взаимодействовать с комплексным планом мероприятий цеха. И последнее, что бы мы хотели подчеркнуть как проблему условий бытования художественной самодеятельности, - это сущностный смысл определения термина «самодеятельность». С.И. Ожегов отмечает, что самодеятельность – проявление личного почина в каком-нибудь общем деле, художественная деятельность, организованная самими трудящимися; деятельность по собственному побуждению, почину (138, с. 686). Исследования в области философии, психологии и педагогики досуга показали, что термин «самодеятельность» интерпретируют как «деятельность для себя, проявления самоактуализирующейся личности» (А.Маслоу, Л.Г. Брылева, А.П. Марков, Е.И. Смирнова, В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Анцифиров, К.К. Платонов, К. Роджерс и др.). Самоактуализация неразрывно связана с самореализацией. Л.Г. Брылева указывает, что «и процесс, и результат самореализации как две стороны самодвижения не только постоянно и неразрывно сопутствуют друг другу, но и последовательно сопровождают личность на всем пути к самосовершенствованию» (26, с.14). Поскольку основной целью нашего исследования является приобщение личности к художественным ценностям в производственном коллективе, вышеуказанный проблемный подход к выбору и организации именно хорового коллектива, по нашему мнению, наиболее оптимально и пластично решит эту проблему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Музеи Петербурга
В Петербурге — около 200 музеев, 40 из которых являются крупными музейными собраниями. Еще в начале XVIII века Петр I начал собирать разные диковины и редкости, купленные им в Европе и Российской империи. Свою коллекцию русский государь, ...

Классификация гостиниц по обслуживанию целевых рынков
Цель путешествия является основным фактором, определяющим тип гостиницы, ее основное функциональное назначение, требования к ее территории, объему услуг, целесообразных в условиях конкретного гостиничного комплекса, а также определяющим с ...

Церковь в годы Великой Отечественной войны
Некоторое изменение политики советского руководства в отношении Русской православной церкви наметилось после начала Второй мировой войны и было связано с присоединением к СССР западных территорий с нетронутой гонениями религиозной жизнью. ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы