Одним из важных организационно-педагогических условий развития современного производственного коллектива является приближение художественной самодеятельности к непосредственному производству. Нам представляется важным построение рабочей модели, которая опирается на теоретические разработки гуманистического направления в современной психолого-педагогической литературе (В.И.Андреев Ю.К. Бабанский, И.С. Ломакина и др.). В философском смысле гуманизм (от лат. – человеческий, человечный) признает особую ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление своих сил и способностей, считая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов (в нашем исследовании – современном производственном коллективе).
Личностно-ориентированная педагогика выводит на первый план самого человека, его ценности, мотивации, потребности, его умение контролировать и прогнозировать себя, реализовать свою самоактуализацию во всех видах деятельности (А.Маслоу, К. Роджерс), в том числе – художественно-творческой (Л.Г. Брылева, А.П. Марков, Е.И. Смирнова, Ф.А. Соломоник и др.). В структуру личности входят различные базовые компоненты, которые составляют его духовное ядро – по С.И. Ожегову, его душу, внутренний психический мир (138, с.178). Духовное развитие личности – это, в сущности, развитие его потенциалов, которые проявляются и формируются в деятельности. Теоретически обозначены четыре вида человеческой деятельности: преобразовательная (созидательная, творческая); познавательная (гносеологическая); ценностно-ориентационная (аксеологическая); коммуникативная (общение). Для осуществления этих видов деятельности человеку надо обладать определенными психическими свойствами: способностью к созиданию, познанию, оценке и общению. Мы учитывали, что сведение личности к духовным потенциалам и деятельности излишне психологизирует проблему в ущерб ее социальным аспектам, ибо человека нужно рассматривать не только в его деятельности, но и в контексте социальных отношений (201, с.28). Поэтому в нашем исследовании в структуру личности были включены и выполняемые человеком роли, которые можно свести к четырем основным позициям: производственной, общественной, бытовой и досуговой. Поскольку досуговая художественная деятельность осуществляется и изучается нами в условиях современного производственного коллектива и по выдвинутой нами гипотезе ставит основной целью приобщение человека к художественным ценностям, мы считаем, что построение рабочей модели функционирования самодеятельности и, самое главное, возможность психолого-педагогического изучения ее потенциала нужно строить от личности к малым группам (бригада, участок), затем при выявлении наиболее одаренных в творческом отношении людей идти к главной цели – созданию стабильного коллектива на уровне цеха и предприятия, т.е. приближая художественную самодеятельность к производству.
Создание творческого самодеятельного коллектива определенного жанра (хор, оркестр народных инструментов, агитбригада и т.д.) в современном производственном коллективе зависит от предпочтительных ориентаций его членов на определенные художественно-эстетические ценности, которые так или иначе связаны с опытом исследования, его научно-теоретическим анализом и обобщением. На основе предпочтительных художественных видов деятельности, ориентаций выбирается жанр творческого коллектива. Многолетний практический опыт автора, ретроспективный анализ художественной самодеятельности производственных коллективов, длительное включенное наблюдение, интервьюирование и анкетирование членов производственного коллектива, опрос экспертов показали, что самый большой процент (в прошлом, в настоящее время) эпизодического участия личности в разовых концертах принадлежит хору народной песни – наиболее демократическому и массовому виду художественной самодеятельности, не требующему специальной подготовки, знаний, умений и навыков (как, например, игра на каком-либо музыкальном инструменте), связанному в своем репертуаре с народным музыкальным творчеством (различные жанры песен, обряды и народные празднества), включающие и другие виды творческой деятельности.
Выбор и создание народного хора в производственном коллективе по своей психолого-педагогической парадигме связан с теорией коллективообразования в области социальной психологии и педагогики, в частности педагогики досуга. Отличительные особенности коллектива как групповой общности достаточно полно разработаны Л.Г. Буевой, В.Г. Ивановым, Н.И. Лапиным, А.П. Донцовым, А.Н. Лутошкиным, А.В. Петровским, В.А. Петровским, Л.И. Уманским и др. В трудах этих ученых раскрываются социальные функции, общие закономерности развития коллектива и личности; освещаются вопросы коллективного общения, межличностных отношений, психологического климата, ценностных ориентаций и многое другое. Большой вклад в развитие теории коллектива внесли А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Г. Шацкий, В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский Л.И. Новикова, Т.Е. Конникова и др. Были сформулированы принципы и методы управления: сочетание доверия и требовательности, перспективных линий, параллельного действия, методики сплочения, выработки общих ценностей. Применительно к педагогике досуга различные аспекты особенностей художественно-творческого коллектива рассматривались Е.И. Смирновой, Ф.А. Соломоником, Ю.Е. Соколовским, В.И. Плоткиным, А.П. Марковым и другими учеными.
Еще по теме:
Звук и музыка
Первый звуковой фильм был ровесником лент Л. Люмьера. Однажды, когда Т. Эдисон вернулся к себе в лабораторию, ему был преподнес сюрприз. В ответ на приветствие мэтра с маленького экрана ему голосом синхронно ответил его помощник и снял шл ...
Национальная библиотека в Париже
Французская Национальная библиотека получила свое название, отражавшее ее особый статус (статус первой библиотеки страны, особого института государства), в 1795 г. по декрету от 16 октября. Но при этом (фактически до 1814 г.) ее продолжал ...
Форматы плоской композиции
Огромное значение для плоской композиции имеет “рама”, граница поля изображения. Элементы композиции, расположенные у центра, воспринимаются лежащими в глубине, в этом случае ровное плоское поле становится пространством. Элементы, располо ...