На основании полученных данных мы выяснили, что 40,3% работников производственного коллектива ежегодно не менее одного раза в год посещают культурно-досуговые центры (театры, концерты симфонического оркестра, звезд эстрады, самодеятельных коллективов и т.д.). Отметим, что молодежь тяготеет к концертам звезд эстрады (10,6% мол. возраст – 3,9% старш. возраст), а старшие возрастные группы более многочисленны на спектаклях оперного и драматических театров (2,7% старш. возраст.- 0,7% м.в.), а также на концертах оркестровой музыки (3% старш. возраст – 1,8% мол. возраст). На представлениях любительских коллективов и отдельных исполнителей посещение возрастных групп было почти равным (9,4% старш. возраст – 8,2% мол.возраст). В итоге мы получили возможность сконцентрировать наше внимание на определенной группе лиц, которые, по нашему предположению, могли принять участие в цеховой художественной самодеятельности.
Следовательно, можно вести речь о наличии известных художественно-эстетических ценностях, интересах и потребностях членов коллектива в реализации своего творческого потенциала, выступающих предпосылками и выполняющих функции условий приобщения личности к художественной самодеятельности.
Анализ современного состояния феномена производственного коллектива показал, что потеряны многие приоритеты этого социального организма не только в производственном процессе, экономике, но и управлении сущностным смыслом целостного педагогического процесса руководства этого коллективообразования, включая производственный (материальный) и духовный в том числе – художественный процесс. В общих планах развития производственного коллектива сегодня, как правило, отсутствуют разделы культурного, эстетико-художественного воспитания личности, более чем на 50% сократились так называемые «красные уголки» – ныне комнаты отдыха (рекреации) и их руководство (1-2 человека, на общественных началах, профком цеха), не имеющих, за редким исключением, планов культурно-досуговой деятельности.
Трудность изучения художественно-эстетических возможностей современного производственного коллектива, с одной стороны, состоит в том, что принципы художественно-творческих интересов, ориентаций, мотивов и потребностей личности зависят не только от руководителя хорового коллектива, который пришел возрождать и возвышать «былые» творческие позиции, но и от понимания важности нравственно – эстетического воспитания, развития творческой личности в трудовом коллективе со стороны его руководителей. С другой стороны, в художественной самодеятельности в отличии от профессиональных коллективов есть одна существенная разница. В таких коллективах слиты воедино педагогический и художественный процессы. Подчеркнем, что в художественной самодеятельности художественно-педагогический процесс имеет два рода результатов: предметный и педагогический. Е.И. Смирнова пишет: «Художественный процесс в самодеятельности может и должен сопровождаться нехудожественной деятельностью: от актов неформального общения до участия в общественной деятельности. Однако неверно думать, что только эта воспитательная работа (которую и планируют как таковую) и воспитывает участника» (174, с.147). Мы считаем, что более сильным во всех случаях окажется педагогическое воздействие, которое сознательно или бессознательно заложено в основном виде деятельности – художественном процессе, т.е. в приобретении художественно-эстетических ценностей.
Сложность и специфичность педагогического процесса в художественной самодеятельности состоит в том, что основной целью здесь является создание художественного продукта, и носителем этой цели является не только руководитель, но и участники коллектива. Однако художественный продукт как цель может жестоко обходиться с объектом педагогического воздействия – хором, если он пока ограниченной одаренности и мастерства.
Сущность педагогического процесса заключается и в том, что реальные мотивы участия в художественной самодеятельности многообразны. Это индивидуальные художественные ценности, потребности, мотивы, установки, которые нужно руководителю не просто изучить, обобщить, классифицировать, но и на основе этого опыта выстроить педагогический процесс (при всем разнообразии) как ориентацию на такую творческую деятельность, которая даст качественный художественный результат. Участники, вовлеченные педагогом-психологом в интересный творческий процесс, будут идти к качественному продукту деятельности, хотя внешне это будет проявляться как интерес к творчеству. Исходя из приведенного, можно сформировать организационную модель привлечения членов производственного коллектива к художественным ценностям (схема 1.)
Схема 1
Организационная модель привлечения членов производственного коллектива к художественным ценностям
|
|
Еще по теме:
Альтернативные способы изготовления барельефа
Барельеф, используемый мной в работе, можно изготовить различными способами литья. Необходимо проанализировать их, чтобы выбрать наиболее подходящий.
Литье по выплавляемым моделям.
Универсальный способ получения художественных отливок л ...
Что же такое информационная культура
Более общим по отношению к данному понятию является термин «культура». Само понятие «культура» предполагает наличие традиций, памяти общества. Элементы общей культуры, регулирующие развитие системы хозяйствования, формируются вне экономик ...
Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства
В России первые шаги собирательства живописи известны со времен средневековья. Если концентрировавшиеся в храмах и монастырях иконы служили в основном лишь религиозным целям, то интерес к иконе просвещенных собирателей приближается к колл ...