Прогностический подход к организации художественной самодеятельности в условиях производственного коллектива

Информация о культуре » Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям » Прогностический подход к организации художественной самодеятельности в условиях производственного коллектива

Страница 2

В психолого-педагогической литературе классификация педагогических условий связана с доминирующей целью, обеспечивающей формирование мотивов деятельности; с формированием знаний и умений на основе управления процессом обучения, включением субъекта педагогической деятельности в активное обучение и творчество (Т.И. Шамова, В.И. Андреев). Н.Ф. Талызина выявляет условия эффективного управления деятельностью по усвоению знаний и навыков (в нашем исследовании – творческих ЗУНов), которые неразрывно будут связаны с изменениями и ростом духовных потребностей как необходимого условия приобщения члена производственного коллектива к художественным ценностям:

- необходимость точного указания объекта, процесса управления, наличие цели, программы воздействия на объект воспитания (процесс) с учетом переходных составляющих;

- получение и переработка информации с целью выработки корректирующих воздействий;

- реализация корректирующих воздействий.

Определение условий необходимо, чтобы удовлетворить духовные потребности участников художественной самодеятельности, к которым относятся духовные ценности. Итак, что представляют собой потребности ? В науке потребности трактуются как состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельность (91, с.74). В.Г. Крысько считает, что потребность - это испытываемая личностью нужда в чем-либо (104, с. 93). Мы же в своем исследовании придерживаемся трактовки, данной Г.С. Тарасовым: «Духовная потребность – это потребность целостной личности, причем по своей обращенности к личности – это положительная потребность. Она выступает как форма организации, выражения и развития той сферы значимости, которой живет данная личность в своей индивидуально своеобразной, но непременно общественной, социальной жизни» (190, с.187). Он же отмечает, «что духовные потребности выступают как социальные потребности индивида… аккумулируют общественное содержание через средства и «орудия» духовной деятельности» (Там же, с.27). Средства духовной деятельности участвуют в социальном формировании предмета этих деятельностей, непосредственно или опосредованно влияют на создание (или освоение) этого предмета. Благодаря этому духовные потребности предстают в своей социальной динамике, многозначности и обладают большими возможностями активизирующего воздействия на индивида. Участие личности в деятельности творческого коллектива – это, прежде всего, работа над совершенствованием своих исполнительских навыков и умений, расширение художественного кругозора, упрочение коммуникативных связей, в основе которых находится совместный труд.

К понятию «групповая потребность» (в нашем случае коллективно-творческая) обращались в своих работах Г.А. Андреева, Л.П. Буева, А.И. Донцов, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский и др. Ученые отмечали, что мотивация совместного коллективного труда имеет свою специфику по отношению к мотивации индивидуальной деятельности, но в то же время мотивация индивидуальной деятельности выступает ее основой. Потребность в творческой деятельности неразрывно связана с творчеством. Социально-психологический аспект проблемы творческих потребностей заключается в анализе соотношения двух факторов, детерминирующих трудовую деятельность: с одной стороны, процесса труда как такового, а с другой - отношение работника к труду. Труд - это всегда социально обусловленный процесс (152, с.78.). Выявление интересов и потребностей дает относительно полное представление о художественно-эстетической направленности, если не всего, то части производственного коллектива. Поэтому можно вести речь не только о потребностях, но и о творческих устремлениях членов производственного коллектива.

В 1999 году нами был проведен пилотажный срез в производственном коллективе моторного завода «ЧТЗ Уралтрак» (г. Челябинск). В опросе участвовало 25% от каждой смены работающих. Анализ полученных материалов показал достаточно широкую палитру художественно-эстетических интересов и потребностей (табл. 2.).

Таблица 2

Результаты среза посещения культурно-досуговых центров рабочими и служащими производственного коллектива за год

Виды искусств Возраст

Образование и пол

Итого

Пол

среднее

сред. спец.

н/высшее

высшее

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

Посещение театров:

оперный, драматический и т.д.

18-25

1

1

1

26-40

4

2

1

1

2

2

6

41-50

12

7

2

2

10

5

19

51-60

5

3

2

1

3

2

8

22

12

2

6

1

1

15

9

34

Посещение концертов звезд эстрады

18-25

47

19

27

10

10

4

3

1

7

4

66

26-40

25

13

10

4

6

3

3

2

6

4

38

41-50

19

19

6

4

7

3

3

1

3

2

29

51-60

6

4

3

2

3

2

10

97

46

46

20

26

12

9

4

16

10

143

Посещение концертов художественной самодеятельности

18-25

30

6

20

3

6

2

3

1

1

36

26-40

40

5

26

3

7

2

6

1

45

41-50

42

7

30

4

7

2

1

3

2

49

51-60

30

14

26

10

3

3

1

1

44

142

32

102

20

23

7

11

2

6

3

174

Посешение концертов симфонического и народного оркестр

18-25

8

3

2

3

8

26-40

8

2

1

1

2

4

2

10

41-50

10

4

1

3

2

1

5

2

14

51-60

11

5

1

2

1

7

3

16

37

11

3

9

2

6

19

7

48

ВСЕГО:

298

101

151

42

64

22

27

6

56

29

399

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Обычаи и ритуалы в традиционной культуре
Уже первые попытки исследования традиционных культур разных народов привели этнологов к убеждению, что их существование неразрывным образом связано с ритуалами и обрядами. Их практическое значение довольно широко и разнообразно. Так, они ...

Зимняя ветка
Робота над танцем «Зимняя ветка» («Winter-branch», музыка Ля Монте Йанг, сценография Роберта Раушенберга, 1960), Каннингхэм хотел изучить «все возможные способы падения на пол». Художнику он пояснил, что освищенние должно быть скорее ночн ...

«Кочевая» жизнь труппы до 1967 года
Как мне кажется, гастрольной деятельности театра в данный период времени стоит уделить особое внимание, так как до появления своего здания в 1967 году гастроли и были главной составляющей жизни труппы. В 1946 году появилась хотя бы база д ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы