Прогностический подход к организации художественной самодеятельности в условиях производственного коллектива

Информация о культуре » Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям » Прогностический подход к организации художественной самодеятельности в условиях производственного коллектива

Страница 2

В психолого-педагогической литературе классификация педагогических условий связана с доминирующей целью, обеспечивающей формирование мотивов деятельности; с формированием знаний и умений на основе управления процессом обучения, включением субъекта педагогической деятельности в активное обучение и творчество (Т.И. Шамова, В.И. Андреев). Н.Ф. Талызина выявляет условия эффективного управления деятельностью по усвоению знаний и навыков (в нашем исследовании – творческих ЗУНов), которые неразрывно будут связаны с изменениями и ростом духовных потребностей как необходимого условия приобщения члена производственного коллектива к художественным ценностям:

- необходимость точного указания объекта, процесса управления, наличие цели, программы воздействия на объект воспитания (процесс) с учетом переходных составляющих;

- получение и переработка информации с целью выработки корректирующих воздействий;

- реализация корректирующих воздействий.

Определение условий необходимо, чтобы удовлетворить духовные потребности участников художественной самодеятельности, к которым относятся духовные ценности. Итак, что представляют собой потребности ? В науке потребности трактуются как состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельность (91, с.74). В.Г. Крысько считает, что потребность - это испытываемая личностью нужда в чем-либо (104, с. 93). Мы же в своем исследовании придерживаемся трактовки, данной Г.С. Тарасовым: «Духовная потребность – это потребность целостной личности, причем по своей обращенности к личности – это положительная потребность. Она выступает как форма организации, выражения и развития той сферы значимости, которой живет данная личность в своей индивидуально своеобразной, но непременно общественной, социальной жизни» (190, с.187). Он же отмечает, «что духовные потребности выступают как социальные потребности индивида… аккумулируют общественное содержание через средства и «орудия» духовной деятельности» (Там же, с.27). Средства духовной деятельности участвуют в социальном формировании предмета этих деятельностей, непосредственно или опосредованно влияют на создание (или освоение) этого предмета. Благодаря этому духовные потребности предстают в своей социальной динамике, многозначности и обладают большими возможностями активизирующего воздействия на индивида. Участие личности в деятельности творческого коллектива – это, прежде всего, работа над совершенствованием своих исполнительских навыков и умений, расширение художественного кругозора, упрочение коммуникативных связей, в основе которых находится совместный труд.

К понятию «групповая потребность» (в нашем случае коллективно-творческая) обращались в своих работах Г.А. Андреева, Л.П. Буева, А.И. Донцов, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский и др. Ученые отмечали, что мотивация совместного коллективного труда имеет свою специфику по отношению к мотивации индивидуальной деятельности, но в то же время мотивация индивидуальной деятельности выступает ее основой. Потребность в творческой деятельности неразрывно связана с творчеством. Социально-психологический аспект проблемы творческих потребностей заключается в анализе соотношения двух факторов, детерминирующих трудовую деятельность: с одной стороны, процесса труда как такового, а с другой - отношение работника к труду. Труд - это всегда социально обусловленный процесс (152, с.78.). Выявление интересов и потребностей дает относительно полное представление о художественно-эстетической направленности, если не всего, то части производственного коллектива. Поэтому можно вести речь не только о потребностях, но и о творческих устремлениях членов производственного коллектива.

В 1999 году нами был проведен пилотажный срез в производственном коллективе моторного завода «ЧТЗ Уралтрак» (г. Челябинск). В опросе участвовало 25% от каждой смены работающих. Анализ полученных материалов показал достаточно широкую палитру художественно-эстетических интересов и потребностей (табл. 2.).

Таблица 2

Результаты среза посещения культурно-досуговых центров рабочими и служащими производственного коллектива за год

Виды искусств Возраст

Образование и пол

Итого

Пол

среднее

сред. спец.

н/высшее

высшее

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

Посещение театров:

оперный, драматический и т.д.

18-25

1

1

1

26-40

4

2

1

1

2

2

6

41-50

12

7

2

2

10

5

19

51-60

5

3

2

1

3

2

8

22

12

2

6

1

1

15

9

34

Посещение концертов звезд эстрады

18-25

47

19

27

10

10

4

3

1

7

4

66

26-40

25

13

10

4

6

3

3

2

6

4

38

41-50

19

19

6

4

7

3

3

1

3

2

29

51-60

6

4

3

2

3

2

10

97

46

46

20

26

12

9

4

16

10

143

Посещение концертов художественной самодеятельности

18-25

30

6

20

3

6

2

3

1

1

36

26-40

40

5

26

3

7

2

6

1

45

41-50

42

7

30

4

7

2

1

3

2

49

51-60

30

14

26

10

3

3

1

1

44

142

32

102

20

23

7

11

2

6

3

174

Посешение концертов симфонического и народного оркестр

18-25

8

3

2

3

8

26-40

8

2

1

1

2

4

2

10

41-50

10

4

1

3

2

1

5

2

14

51-60

11

5

1

2

1

7

3

16

37

11

3

9

2

6

19

7

48

ВСЕГО:

298

101

151

42

64

22

27

6

56

29

399

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы