Диван стиля Чиппендейл, ок.1750 г. Английский вариант модной в XVIII веке «китайщины» достигал почти невесомой ажурности.
Стул красного дерева для столовой, классический пример стиля Чиппендейл, ок.1755 г.
Карточный стол красного дерева, середина XVIII в., эпоха Чиппендейла.
Однако неоклассицизм чем дальше, тем больше заявлял о себе как о целостном стиле, к тому же, англичане были едва ли не главными его адептами - grand tour, «большое путешествие» по классическим местам Европы стало такой же обязательной частью образования молодого англичанина, как учёба в университетском колледже. В конце века влияние английской культуры ощущалось в других странах уже весьма сильно, англомания стала серьёзной альтернативой французской моде. В Англии продолжают возводиться неоклассические дворцы, но их интерьеры теперь выглядят по-другому - декор облегчается, в моду входят «этрусский» и «греческий» стили. Одним из главных законодателей моды на классический вкус был архитектор Роберт Адам (1728-1792), много работавший именно над жилыми интерьерами. Публикации его проектов мебели и убранства комнат в «античном гротескном стиле» привели к тому, что роскошный английский дом, аристократический или буржуазный, уже не мыслился без «этрусской комнаты» с имитациями греческих ваз, производимых Веджвудом, и мебели по проектам Адама - гораздо более новаторской и увлеченно антикизирующей, чем компромиссный «Людовик XVI». У неё четкие профили, она украшена фигурками мифологических существ, тонкими овальными резными гирляндами, позолотой, инкрустацией, живописными панно, исполнявшимися приглашёнными Адамом итальянцами (Перголези, Чиприани, Дзукки), а также Анжеликой Кауфман. Как и другие его современники, Адам нередко обращался к светлой древесине - атласному дереву, поэтому тот период иногда именуют the age of satinwood (или «позднегеоргианский»). По проектам Адама работали многие крупные мастера-мебельщики.
Однако не экспериментаторская мебель «круга Адама» стала символом неоклассицизма в английской мебели последних десятилетий XVIII века. Два других мастера и связанные с ними «именные» стили считаются историческими преемниками Чиппендейла в деле создания ведущего мебельного стиля времени — это Джордж Хэпплуайт и Томас Шератон. Мебель этих стилей знатоки считают едва ли не вершиной английского мебельного искусства. И снова, как и в случае с Чиппендейлом, речь идёт не столько о вещах, вышедших непосредственно из мастерских этих краснодеревщиков и снабженных личными клеймами (во Франции, например, это ценилось), сколько о разработке и публикации «образцовых» проектов мебели. Англичан не смущала такая типизация обстановки, что свидетельствует о том, что свою оригинальность они предпочитали проявлять в чём-то другом.
Основные работы Джорджа Хэпплуайта относятся к 1775-1786 годам, в 1788 году был опубликован сборник его проектов «The Cabinet-Maker and Upholsterer's Guide» («Справочник краснодеревщика и драпировщика»). Стиль Хэпплуайт - явление если не конгениальное, то, по крайней мере, сопоставимое с английским «живописным стилем», так поразившим Европу в то время. Ясность, спокойная гармония, присущие английскому вкусу, доведены в этой мебели до изумительного совершенства. В ней ещё много плавных изгибистых линий, у стульев, диванов и кресел грациозно очерченный силуэт, хотя ножки уже прямые (иногда задние ещё бывают чуть заметно изогнуты), сужающиеся книзу, четырёхгранного или круглого сечения. Спинки тонко ажурные и как никогда графичные, абрисом напоминающие три соединённые овала или щит; распространённый мотив резьбы — три расходящихся веером пальмовых листа или страусовых пера (шифр принца Уэльского, будущего Георга IV). Профилировка очень мелкая и чёткая. Хронологическое совпадение французского «Людовика XVI» с Хэпплуайтом демонстрирует приоритеты двух культур - достоинство роскоши, с одной стороны, и лаконичное, благородное изящество — с другой.
Томас Шератон (1751-1806) был скорее художником-теоретиком мебели, нежели её исполнителем, в 1791-1794 гг. был издан его «The Cabinet-Maker and Upholsterer's Drawing Book» («Книга эскизов для краснодеревщика и драпировщика»). По сравнению с Хэпплуайтом это уже бескомпромиссный классик — прямолинейность его мебели недвусмысленно указывает на приближение ампира. У стульев и кресел прямоугольные спинки, прямые ножки, но подлокотники чаще слегка изогнутые. Стиль Шератон изысканнее, чем современный ему стиль Директории во Франции. Прекрасные пропорции, тонкие линии, предельно утончённые детали — английский подход к строгому классицизму в мебели уже определился. Здесь он не будет ни слишком тяжеловесным, ни помпезным, ни театрально-пафосным. Он сохранит отточенную элегантность и целесообразность классицизма XVIII века.
Еще по теме:
Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления
Антропология – это наука о человеке. Антропология подразделяется на физическую и культурную антропологию. Культурная антроп-я изучает искусственный, а не природный мир человека. Она включает в себя лингвистику, археологию и этнологию. Кул ...
Понятие цивилизации
Определение цивилизации. Цивилизация включает в себя системообразующие компоненты общественной жизни: технико-технологический, социально-экономический, политический, материально-бытовой.
Цивилизация — материально-техническая, технологиче ...
Концепция модели музея В. Высоцкого в библиотеке: обоснование
содержательной структуры
В развитии современного музея наиболее эффективным инструментом корректировки его деятельности является научно обоснованная программа его развития, оформленная в виде концепции.
Научная концепция развития музея — научное обоснование сист ...