Английская мебель: от Елизаветы до Виктории

Информация о культуре » Английский стиль » Английская мебель: от Елизаветы до Виктории

Страница 2

Но по-настоящему великий век для английской мебели - XVIII, беспрецедентный по количеству и качеству вещей, а также по богатству декоративных находок. Все влияния усвоены, и из них выкристаллизовалась своя типология мебели, которая уже сама будет оказывать влияние и вызывать подражания в других странах. Начиная с XVIII века, периодизация английской мебели ведётся по её собственным этапам и стилям, и первый из них - «стиль королевы Анны». Изящная сдержанность — вот, пожалуй, его девиз. Анна правила в 1702-1714 годы, для Европы это период позднего барокко; стилистика рококо во Франции ещё даже не родилась, новые сорта древесины в Англию ещё не завозят, мебель продолжают делать из ореха, зато формы её уже найдены и отточены - плавные, чуть изогнутые линии, вертикальные пропорции, минимум резьбы, зато чёткость силуэта. В XVIII веке стили английской мебели легче всего определять по стульям - они становятся самыми многочисленными предметами обстановки, и стилистические признаки в них видны отчётливее всего. «Аннинские» стулья с квадратной рамой сиденья, высокой спинкой, сплэт у которой сплошной, либо совсем ровный - ближе всего к китайским прототипам, либо слегка вырезанный по краям, у ножек-кабриолей изгиб очень плавный, и заканчиваются они простым утолщением, «лапкой» (pad feet). «Кабриолем» обычно называют позднебарочное изобретение — S-образную форму опоры, ставшую характерной чертой рокайльной мебели, но, глядя на по-восточному лаконичный, лёгкий изгиб ножек «аннинской» мебели, приходишь к выводу, что, если даже гнутая ножка была изобретена независимо на Востоке и на Западе, восточный вариант, поддержанный Англией, являлся оригинальной альтернативой вычурным формам «Людовика XV».

Ещё один характерный предмет мебели того периода — шкафы-кабинеты, тип, также пришедший из Голландии, в Англии ставший едва ли не самым нарядным и импозантным предметом интерьера. «Аннинские» кабинеты сверкают великолепием китайских (то есть сделанных под китайские) лаков, особенно эффектны красные - забавные стилизованные изображения растений, пейзажей, фигурок, золотые на ярко-красном фоне - характерная английская «китайщина». Карнизы этих шкафов изображают верхушки пагод, дверцы снаружи часто несут зеркала, а внутри - целые декоративные панно. Техника восточных лаков была очень популярна в Англии на протяжении всей первой трети XVIII века, один из самых известных работавших в ней мастеров — Жиль Гренди (1693-1780), давший своё имя стилю английских лаков. По качеству его работы превосходили голландские и даже экспортировались в Испанию и Португалию.

Около 1725 года происходит событие, принципиальное для дальнейшего развития английской мебели: в Англию, раньше, чем в страны континентальной Европы, из колоний в Вест-Индии большими партиями начинает ввозиться красное дерево. Новый материал открывает большие возможности — эта древесина прочнее, чем привычный орех, богаче по цвету и фактуре. Это означало, что мебель теперь могла быть ещё изящнее и ажурнее, оставаясь крепкой, её не обязательно фанеровать, а достаточно полировать или натирать воском. На смену ореховой приходит «эпоха красного дерева» (mahogany period), относительно королей — это «георгианский период», но, пожалуй, наиболее яркое определение — эпоха Чиппендейла.

Такая персонализация необычна для Англии, где до того времени история мебели вообще не изобилует личными именами, в отличие от Франции. Это заслуга именно Томаса Чиппендейла (1718-1779), выдающегося мастера-краснодеревщика и автора многочисленных проектов мебели. Он не просто выработал индивидуальный творческий почерк, но сумел на его основе создать вполне универсальный декоративный стиль целой эпохи. «Стиль Чиппендейл» — это не только мебель, вышедшая из его мастерской. Изданный им в 1754 году сборник образцов мебели «Gentleman and Cabinet-maker's Director» («Руководство для дворянина и краснодеревщика»), переизданный в 1755 и 1762 гг., принёс ему не просто европейскую, но мировую славу, связал его имя с определенным набором стилистических признаков и с самой концепцией этой мебели - изящной и практичной, распространив этот стиль и в Старом, и в Новом Свете. Чиппендейл нашёл эталонные формы для многих существовавших ранее типов мебели, а также разработал новые типы, сохраняющиеся по сей день без существенных изменений.

Стул для чтения или наблюдения за петушиными боями, 1730-е гг. Английская эксцентричность изобрела этот странный тип стула – на нем надо сидеть задом наперед.

Кресло, ок.1730 г. Из-за изогнутых рукояток этот тип кресла получил название «пастуший посох». Английская любовь к show-wood, открытой фактуре дерева, не располагала к изнеженности

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

«Новый немецкий дизайн»
В 1980-90 гг. в Германии развилось довольно отличающееся от всех остальных стилей того времени направление дизайна. Оно получило название «Новый немецкий дизайн». Характерной особенностью немецкого дизайна являлось – единичность уникальны ...

Обоснование выбора принятой технологии
Делая вывод по анализу допускаемых методов, я выбрала метод литья в формы, изготовляемые вакуумно-пленочной формовкой, т. к. литье по выплавляемым моделям экономически нецелесообразно для моей работы. ...

Культура как мир артефактов
Когда мы дышим, едим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от действий, совершаемых животными. Человеческая деятельность включает в себя подобные акты биологического поведения, но не сводится к н ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы