Английская мебель: от Елизаветы до Виктории

Информация о культуре » Английский стиль » Английская мебель: от Елизаветы до Виктории

Страница 1

Средневековье длилось в Англии дольше, чем в других европейских странах — готика практически незаметно перетекла в неоготику, как будто все бурные события трёх веков, разделявших эти эпохи в остальной Европе, для англичан особого значения не имели. Это важная особенность английской культуры, к своей «готической составляющей» она будет так или иначе обращаться в течение всего Нового времени. На стиль и качество материального окружения затянувшиеся «тёмные века» оказывали очевидное влияние - обстановка дворцов даже в XVI веке была строга и лаконична, мебели было мало, по средневековой традиции она была проста, массивна и сделана из дуба — так называемый «oak period» (дубовый период) английского мебельного искусства (по сравнению с тем, что производилось в это время в Италии или во Франции, искусством это можно назвать с некоторой натяжкой). Робкое проникновение ренессансных мотивов, названное впоследствии по имени правящей династии «стилем Тюдор», общей картины не меняло. Во второй половине века, в славное время правления Елизаветы I англичане начинают открывать для себя мир — «елизаветинцы», купцы-авантюристы, привозят экзотическую древесину, ткани, восточную мебель, но пока всё это редкости, диковины, а обстановка дворцов и богатых домов представляет собой довольно тяжеловесный вариант европейского маньеризма.

В начале XVII века дубовая мебель всё ещё превалирует: солидные кресла-троны, тяжеловесные столы и шкафы, по виду напоминающие сундуки — это то, что изготовлялось в Англии. И хотя Карл I держал при себе весьма утончённый двор, и привозные вещи, разумеется, присутствовали, как и приезжие мастера, но общий стиль обстановки оставался весьма сдержанным — и это основополагающее своё качество английская мебель сохранит и в последующие века. В полной мере заимствовать пышную барочную стилистику у католических Италии и Франции протестантская Англия не пожелала, устояв перед модой и сохранив оригинальность вкуса (возможно, в ущерб изощрённости и великолепию).

Можно утверждать, что именно на протяжении XVII века формируется уникальная стилистика английской мебели, и решающую роль в этом сыграли три фактора. Во-первых, генетическая память о средневековых традициях, тяга к жёсткой, устойчивой форме, тёмной древесине, но одновременно и ажурности сквозных решёток, повторявших оконные переплёты английской «перпендикулярной готики».

Помимо этого, ещё два внешних фактора — это влияние голландской и китайской мебели. Вероятно даже, источник был один: голландская мебель, представлявшая северный, протестантский вариант барочной стилистики, которая отличалась умеренностью вкуса - прямыми линиями, отсутствием позолоты, открытой фактурой дерева, инкрустациями светлого (привозного) дерева на тёмном фоне. Деловитый и практичный стиль голландской обстановки пришёлся кстати в период пуританской революции и протектората Оливера Кромвеля в 1642 — 1660 годы.

Восточные стилистические мотивы тоже, по-видимому, были усвоены англичанами через голландскую мебель — из неё пришел ставший затем характерным для Англии тип стула с узкой дощечкой в средней части спинки сплэт (splat), заимствованный в свою очередь из мебели династии Мин (с конца XVI и до своего прекращения в первой половине XVII века династия Мин переживала расцвет мебельного искусства, результатом чего стало проникновение в Европу удивительно изящной, драгоценной мебели). Так же, как и знаменитая изогнутая ножка с утолщением вверху и зажавшей шар птичьей лапой внизу — claw-and-ball feet. Так из соединения вроде бы несоединимого - архаичности местных традиций с экзотичностью заморских веяний — родился специфический английский язык мебели, который всякий раз будет по-своему интерпретировать приходящие с материка стили, сохраняя оригинальность и отчётливость формулировок.

С окончанием гражданской войны и воцарением Карла II в 1660 году пришло оживление культурной жизни, английское общество обретало вкус к веселью, роскоши, развлечениям. Великий лондонский пожар 1666 года поспособствовал модернизации по тем временам уже огромного, но ещё совершенно средневекового города. В мебели на смену дубу приходит орех, начинается the age of walnut, «ореховый период». Становится больше резьбы, появляются сложные техники, такие как фанеровка, - мебель выглядит наряднее. С Востока продолжает приходить мода — на плетённые из тростника спинки, на китайские лаки. А также на чаепития - этот аристократический ритуал имел статус неформального мероприятия, он стал истинно английской традицией где-то со второй половины XVII века, для чего в обиход были введены специальные небольшие столы. Подъём мебельного искусства продолжался и во время правления Вильгельма и Марии, приехавших из Голландии. По их приглашению в Англию переселялись преследуемые в Европе после отмены Нантского эдикта гугеноты, многие из которых были искусными ремесленниками. К 1700 году английские мастера-мебельщики были уже полностью в курсе последних достижений европейской мебельной моды.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Что же такое информационная культура
Более общим по отношению к данному понятию является термин «культура». Само понятие «культура» предполагает наличие традиций, памяти общества. Элементы общей культуры, регулирующие развитие системы хозяйствования, формируются вне экономик ...

В.Гропиус и дизайнерская школа Баухауз
В.Гропиус был архит-м, в тоже время диз-м и учеником П. Беренса. После 1 мировой войны в 1919 г. он создал первую дизайнерскую школу нового типа 20-го в. Баухауз. Идея создания школы была в том, чтобы приблизить обучение как можно ближе к ...

Корин Павел Дмитриевич
Корин Павел Дмитриевич (1892-1967), русский художник. Родился в Палехе 25 июня (7 июля) 1892 в семье иконописца. В 1912 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1916. Среди его наставников были К.А.Кор ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы