Германские, скандинавские и прибалтийские народности пышно справляли день и ночь летнего солнцестояния. "Yhannes" у финнов, "Ligo" - у латышей, "Jonines" - у литовцев, один из важнейших календарных праздников. Название праздника происходит от имени пророка Иоанна Предтечи.
В празднике прослеживается слияние архаических черт - поклонение природным силам, и христианских канонов. У всех народов он включал сбор целебных трав, зажигание огней, купание или обливание водой, гадание, праздничное угощение, посещение церкви.
Для празднований Иванова дня в разных странах Европы характерно разжигание огромных костров (чем выше костер, тем страшнее он для нечистой силы), а также прыганье через огонь и ритуалы, связанные с водой (опускание цветов на воду, сжигание старых лодок в Скандинавии). На Иванову ночь никто не ложится спать: люди гуляют и развлекаются, веселятся и празднуют до рассвета. В европейских странах народные гулянья проходят в период между 19 и 25 июня.
Норвегия – Jonsok, или Ночь святого Ханса. На протяжении столетий в эту ночь принято было сжигать на костре старые лодки. Этот очень древний обряд остался от викингов и посвящен богу весны Бальдру сожженному в своем корабле Рингхорне.
К летнему солнцевороту был приурочен обряд «пробуждения поля». Он совершался женщинами иногда в одиночку, а иногда с детьми. Расхаживая по полю, крестьянки махали венками, сплетёнными из цветов и стебельков, и пели моленные песни. Такой обряд, как правило, совершался вечером перед праздником, а его проведение вменялось в обязанность хозяйке дома. В эпоху христианства обряд совпал с крестным ходом, когда священник в сопровождении крестьян обходил поля, благословляя грядущий урожай.
Швеция – Midsommar. Шведский праздник празднуется, в ближайшую к 24 июня субботу.
Молодые девушки гадали на суженого, собирая в полной тишине перед сном семь различных видов цветов, и клали их под подушку. Если с момента сбора и до сна девушка не произносила ни слова, ночью ей снился ее суженый.
Основные празднования приходятся не на сам Midsommar, а на вечер перед праздником. Шведы собираются вместе, поют застольные песни и едят.
Типичное блюдо для шведского праздника середины лета – это пряная сельдь с отварной молодой картошкой, укропом, сметаной и красным луком. Затем подается гриль – свиные ребрышки или лососина. На десерт – первая клубника со сливками. Из напитков присутствует холодное пиво, а также шнапс или водка, желательно настоянная на травах и пряностях.
В Латвии - самый древний и самый любимый праздник – это Лиго. Его отмечают на государственном уровне целых три дня. Имениннику Янису непременно должны подарить дубовый венок, а Лиге - венок из полевых цветов. Именно так их можно отличить от остальной массы.
За городом, для того чтобы было светлее - ночью зажигают бочки на шестах. упоминается эта конструкция ещё во второй половине XIX в. Бочки поднимают высоко, для того, чтобы было видно на соседнем хуторе, что здесь уже начали отмечать Лиго. Эти огни были видны издали.
На праздничном столе обязательно должны быть пиво и сыр. Латыши готовят особый сыр из творога с тмином, который так и называется "Янов сыр". По народным поверьям, считается, что попадающийся в дольках тмин нужно хорошо разжевывать, тогда пропадут все напасти. Часто форма сыра девятиугольная.
"Иванушкина мать приготовила.
Для того - угол, для того - угол,
А для пастуха – середка.
Встречаются упоминания о пирогах со шпиком».
Гуляние и весь праздник сопровождаются пением и танцами. У латышей старинные песни должны были обеспечить благополучие, изгнать злых духов, помешать колдовству. Припев каждой песни - "Лиго, лиго" носил характер магического заклинания, отсюда и пошло название праздника. Кроме того, в народных песнях латышей присутствует образ Яниса, помощника и благодетеля крестьян. Считалось, что он объезжает поля и очищает их от сорных трав. Обращаясь к нему, пели:
"Вырви бодягу и негодную траву,
Чтобы рос чистый хлеб…"
Эстония. Иванов день – второй по значению праздник в стране после Рождества. Девушки плетут в этот день венки из девяти различных видов цветов, по девять цветков каждого вида. Когда венок одевается на голову, нельзя говорить ни слова. С ним же девушка ложится спать. По поверью, во сне к ней должен прийти будущий супруг и снять венок.
Еще по теме:
Культура и личность. Социализация и инкультурация
Следует различать понятия «человек» и «индивидуальность». Понятие «человека» - родовое понятие, отражающее общие признаки, присущие всему чел. роду. В качестве главных признаков человека: наличие сознания и самосознания, членораздельной р ...
Бог индийского Пантеона – Кришна
Бог индийского Пантеона – Кришна главный и самый популярный. Бог индийского пантеона считается воплощением Бога – охранителя жизни по имени Вишну. Кришна – воплощение Вишну. Кришна – олицетворение Высшего Космического Разума и одновременн ...
Различают несколько видов монтажа документального кино
1. Последовательный монтаж. При использовании последовательного монтажа эпизоды, сцены и кадры, показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом в хронологическом порядке. Такой монтаж является простым и интуитив ...