Александрийский Мусейон

Информация о культуре » Возникновение музея как феномена культуры » Александрийский Мусейон

Появление эллинистических монархий побуждало их правителей соперничать друг с другом за культурное лидерство, укреплять мощь и преемственность власти династий. Так, в Египте связующим звеном между греческим поселенцами и их исторической родиной стал Александрийский мусейон, который стал апогеем и буквальным воплощением “музеефикации” эллинистической культуры. Александрийский мусейон, как научно-исследовательский центр и величайший музей древности, был основан в эпоху эллинизма, в IV в. до н.э. Птолемеем I.

Мусейон занимал часть дворцового комплекса Птолемеев и включал в себя множество построек: огромная библиотека (где, как и на греческом Геликоне, стояли бюсты авторов), святилище муз, комнаты для обитателей пансиона, зал для трапезы, экседру, или крытую галерею с сидениями для чтения лекций и занятий, обсерваторию и “место для прогулок”, которое с тех пор стало неотъемлемой частью любого философского или научного учреждения. Со временем здесь также появились коллекции растений и животных в садах, зверинец, залы для препарирования трупов, большое количество разного рода естественнонаучных коллекций, вокруг “святого места муз”, в обрамлении богатой художественной экспозиции.

Коллекции были размещены в залах вокруг святилища Сараписа – божества, сочетавшего черты восточного и античного культов. В ближайшем дворце размещалось художественное собрание. Центром мусейона было святилище муз, а номинальным главой назначенный царем жрец, который исполнял религиозно-представительные функции, не вмешиваясь в научную сферу.

Задумывался Александрийский мусейон наподобие того комплекса построек и садов вокруг святилища муз, который существовал в афинском Ликее, а в основу его организации легла идея Аристотеля о том, что во имя прогресса науки необходимо объединить усилия отдельных исследователей.

Знаменитые ученые, прибывавшие в Александрию по приглашению египетских правителей, жили на полном царском обеспечении и получали все необходимое для работы - библиотеку, оборудование, лаборатории. Поэтому огромную роль приобрели фундаментальные научные исследования окружающего мира, изучение человека и природы. Среди выдающихся ученых здесь работали - Аристарх Самосский, прозванный “Коперником античности”, поэт Каллимах, математики – Евклид и Эратосфен, астроном Гиппарх, а грамматики Зенодот, Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский изучали особенности языка античных авторов, подготовили издание трудов Гомера и явились основателями текстологической критики.

Александрийский мусейон стал крупнейшим книгохранилищем античности, так как здесь находилась знаменитая Александрийская библиотека. К концу I в. до н.э. она включала свыше 700 тыс. томов в виде папирусных свитков, а для пополнения коллекции Птолемеи покупали рукописи на книжных рынках в Афинах и Родосе, прибегая порой к крайним мерам. Так, по указу Птолемея II все книги, найденные на борту кораблей, заходивших в Александрийскую гавань, изымались и копировались. Затем копии возвращались владельцам, подлинники же оставались в Александрии. Попросив под залог в Афинах канонические списки пьес Эсхила, Софокла и Еврипида для проведения сверки с экземплярами своего собрания, Птолемеи предпочли пожертвовать внесенной ими огромной суммой, чтобы оставить у себя оригиналы. Афинянам же возвращали копии со слабым утешением, что их выполнили на лучшем из имеющихся видов папируса.

Несмотря на то, что произведения искусства в Мусейоне не образовывали ни

цельных коллекций, ни экспозиций, а лишь – как и в других мусейонах – декорировали и содержательно акцентировали пространство, уже в те давние времена люди понимали, что многие предметы заслуживают того, чтобы их собирать, систематизировать и пользоваться собранием в научных целях. Или просто удивляться и любоваться ими.

Появление такого рода “музейного” восприятия действительности именно в эту эпоху, несомненно, отвечало глубинным потребностям культуры. Гигантский котел эллинизма (греческая культура как “высокая норма” и адаптация культур многочисленных регионов, включенных в “эллинистическую ойкумену”; синкретизм как основная черта официальной эллинистической религии и своеобразие местных культов; великие естественно-научные открытия развитие магии и мистики) мог быть структурирован только с помощью универсалисткого, энциклопедического подхода. После высочайшего взлета креативности в эллинской классике культура как бы сделала выдох, занялась “самоинвентаризацией”. Для этого ей был нужен свой “тезаурус”, предметным воплощением которого и становится Мусейон.

Еще по теме:

Композиции семи исторических картин
У Сурикова не было настоящей мастерской. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова), или ...

Наследие Айвазовского
Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в разнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им, неравноценны. Среди них есть и шаблонные, и среднего качества, но есть и отличные, вроде знаменито ...

Политический смысл комедии И. А. Крылова «Трумф», или «Подщипа»
К концу столетия, на взгляд Ольги Гончаровой, русская литература, прошедшая очень сложный путь освоения новых эстетических моделей, через драматические поиски художественного модуса письменной речи, получает, наконец, некоторую самодостат ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы