Архитектура города Тюмени

Информация о культуре » Архетектура Тюмени и ее культурное своеобразие » Архитектура города Тюмени

Страница 6

Архитектурно-пластические и образные достоинства Знаменского собора невозможно выявить лишь аналитическим путём. Здесь каждый фасад кажется главным, но никакой из них не предстаёт застывшим в своей окончательности: движение сложно-изогнутых форм фигурных фронтонов, трёхлопастных очелий наличников, многоярусных главок создаёт такую динамичную игру пространства, что тяжёлые объёмы теряют свою массу, а с ней и физически присущую им статичность. Множество декоративных главок, буквально “усеявших” собор, усложняют свободную пространственную игру объёмов. Выделение цветом декоративных элементов ещё более обогащает и без того живописную светотеневую гамму фасадов.

Особняк по улице Володарского.

Особняк по улице Володарского, 7 с фигурными башенками на крыше и полукруглым эркером, в белоснежных кружевах резного карниза над ровными рядами окон в деревянных наличниках, с козырьком над парадным входом словно шагнул из далекого прошлого на шумные городские улицы Тюмени.

Обновленный реставраторами памятник деревянной архитектуры конца XIX века готов к новой жизни в качестве Дома дружбы — центра культурного сотрудничества между немецкой и российской сторонами городов-побратимов Тюмени и Целле. Просторные светлые залы станут местом проведения выставок, встреч, конференций. В цокольном этаже разместится студенческое кафе в немецком стиле с национальной кухней.

В XYII—XIX веках богатые горожане Тюмени отправляли своих мастеров учиться в Варшаву и Париж, где все построено из камня. После возвращения в Сибирь зодчие воплощали полученные знания и архитектурные идеи в дереве. Европейские архитектурные стили – классицизм, барокко, югенд, модерн — причудливо представлены в дереве. Это особый, ни с чем несравнимый колорит. В мире не существует единого стиля деревянного зодчества. В каждом городе он имеет свое, совершенно уникальное направление. Например, город Томск занесен в мировой перечень деревянного зодчества. Для старинных деревянных построек этого сибирского города характерна пропильная резьба. На плоской доске наличников вырезаны сквозные узоры, очень красивые, ажурные, но именно пропильные.

В Тюмени иная пластика рисунка — объемная. Своеобразие и непохожесть тюменской деревянной резьбы заключается в том, что она, так называемая, глухая. На толстой доске вырезан или наклеен узор, имеющий объемные формы, что производит впечатление массивной лепнины. Ни в одном другом городе Сибири и в России такой резьбы по дереву больше нет. В каждом памятнике прошлого – неповторимый образ, любовно сотворенный старыми мастерами, вложившими душу в свое творение. Нельзя встретить два совершенно одинаковых дома. Наши предки строили на века, дом служил многим поколениям, имел собственное лицо, присущее только ему, и название: «Дом Машарова.», «Народный дом», «Дом Иконникова».

Тюмень до XIX века была почти полностью деревянной. К счастью, несмотря на то, что очень многие старинные дома уже исчезли, все-таки представителей разных стилей архитектуры еще можно найти. Встречается и барокко в деревянном исполнении, и югенд-стиль, и модерн, и эклектика. Красивые деревянные дома – неотъемлемая часть культуры, на которой воспитывались горожане. Мы проходим по улицам мимо старинных домов, не задумываясь в повседневной суете об их уникальности.

Человеку совершенно необходимо понимание того, что старинное архитектурное сооружение – частица его самого, судьбы его предков, истории города. Вандализм к культурному наследию прошлого так же разрушителен и для людей, и для национального самосознания общества. Памятник архитектуры не декорация - это оригинальное свидетельство прежних времен.

Памятники деревянного зодчества воспринимаются в ландшафте, где они находятся: на берегу реки, на возвышении или в старинном переулке. Совершенно невозможно изъять памятник из его исторического окружения и перенести в музей, сделав его музейным экспонатом, чтобы он существовал только для показа.

Нельзя перенести дом на другую улицу, чтобы построить на его месте небоскреб или другое современное здание. В этом случае памятник неизбежно утратит свою культурную ценность. Также нельзя памятник архитектуры окружать плотным кольцом новостроек, лишая его жизненного пространства. Нужно сберечь ту историческую среду, в которой деревянный дом жил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Понятие художественного стиля
Определение стиля. История художественной культуры представлена сложной преемственностью типологически схожих эстетических форм, увенчанных синтетическими стилями. Приобщаясь к ним, мы как бы открываем для себя новые чудесные миры. Для на ...

Истоки украинского театра
Своими кронями украинский театр выходит от скоморохов Киевской Руси, эстетических идей барокко, связанных со школьными спектаклями Киево-Могиилняской академии и образно-философскими притчами Григория Сковороды. ...

Единое культурно-историческое и информационное пространство
Российская Федерация и Украина, составлявшие на протяжении нескольких столетий единое государство, объективно имеют общую культурную среду, а при наличии современных технологий массовых коммуникаций находятся в едином информационном прост ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы