Архитектура города Тюмени

Информация о культуре » Архетектура Тюмени и ее культурное своеобразие » Архитектура города Тюмени

Страница 6

Архитектурно-пластические и образные достоинства Знаменского собора невозможно выявить лишь аналитическим путём. Здесь каждый фасад кажется главным, но никакой из них не предстаёт застывшим в своей окончательности: движение сложно-изогнутых форм фигурных фронтонов, трёхлопастных очелий наличников, многоярусных главок создаёт такую динамичную игру пространства, что тяжёлые объёмы теряют свою массу, а с ней и физически присущую им статичность. Множество декоративных главок, буквально “усеявших” собор, усложняют свободную пространственную игру объёмов. Выделение цветом декоративных элементов ещё более обогащает и без того живописную светотеневую гамму фасадов.

Особняк по улице Володарского.

Особняк по улице Володарского, 7 с фигурными башенками на крыше и полукруглым эркером, в белоснежных кружевах резного карниза над ровными рядами окон в деревянных наличниках, с козырьком над парадным входом словно шагнул из далекого прошлого на шумные городские улицы Тюмени.

Обновленный реставраторами памятник деревянной архитектуры конца XIX века готов к новой жизни в качестве Дома дружбы — центра культурного сотрудничества между немецкой и российской сторонами городов-побратимов Тюмени и Целле. Просторные светлые залы станут местом проведения выставок, встреч, конференций. В цокольном этаже разместится студенческое кафе в немецком стиле с национальной кухней.

В XYII—XIX веках богатые горожане Тюмени отправляли своих мастеров учиться в Варшаву и Париж, где все построено из камня. После возвращения в Сибирь зодчие воплощали полученные знания и архитектурные идеи в дереве. Европейские архитектурные стили – классицизм, барокко, югенд, модерн — причудливо представлены в дереве. Это особый, ни с чем несравнимый колорит. В мире не существует единого стиля деревянного зодчества. В каждом городе он имеет свое, совершенно уникальное направление. Например, город Томск занесен в мировой перечень деревянного зодчества. Для старинных деревянных построек этого сибирского города характерна пропильная резьба. На плоской доске наличников вырезаны сквозные узоры, очень красивые, ажурные, но именно пропильные.

В Тюмени иная пластика рисунка — объемная. Своеобразие и непохожесть тюменской деревянной резьбы заключается в том, что она, так называемая, глухая. На толстой доске вырезан или наклеен узор, имеющий объемные формы, что производит впечатление массивной лепнины. Ни в одном другом городе Сибири и в России такой резьбы по дереву больше нет. В каждом памятнике прошлого – неповторимый образ, любовно сотворенный старыми мастерами, вложившими душу в свое творение. Нельзя встретить два совершенно одинаковых дома. Наши предки строили на века, дом служил многим поколениям, имел собственное лицо, присущее только ему, и название: «Дом Машарова.», «Народный дом», «Дом Иконникова».

Тюмень до XIX века была почти полностью деревянной. К счастью, несмотря на то, что очень многие старинные дома уже исчезли, все-таки представителей разных стилей архитектуры еще можно найти. Встречается и барокко в деревянном исполнении, и югенд-стиль, и модерн, и эклектика. Красивые деревянные дома – неотъемлемая часть культуры, на которой воспитывались горожане. Мы проходим по улицам мимо старинных домов, не задумываясь в повседневной суете об их уникальности.

Человеку совершенно необходимо понимание того, что старинное архитектурное сооружение – частица его самого, судьбы его предков, истории города. Вандализм к культурному наследию прошлого так же разрушителен и для людей, и для национального самосознания общества. Памятник архитектуры не декорация - это оригинальное свидетельство прежних времен.

Памятники деревянного зодчества воспринимаются в ландшафте, где они находятся: на берегу реки, на возвышении или в старинном переулке. Совершенно невозможно изъять памятник из его исторического окружения и перенести в музей, сделав его музейным экспонатом, чтобы он существовал только для показа.

Нельзя перенести дом на другую улицу, чтобы построить на его месте небоскреб или другое современное здание. В этом случае памятник неизбежно утратит свою культурную ценность. Также нельзя памятник архитектуры окружать плотным кольцом новостроек, лишая его жизненного пространства. Нужно сберечь ту историческую среду, в которой деревянный дом жил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Рождение антиутопии из духа кризиса и борьбы
Неизменным спутником утопии была антиутопия. Наряду с понятием «антиутопия» существуют и часто употребляются как синонимы такие понятия, как «негативная утопия», «какотопия», «дистопия», «контрутопия», «утопия-предупреждение». Например, р ...

Искусство Древнего Царства
Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобрази ...

Белорусский дизайн 1980-90-х годов
80-е гг. ознаменовались таким периодом как перестройка. В это время стали делать шаги к демократизации в стране. В это время был создан сначала Союз дизайнеров СССР, и в том же 1987 г., Союз дизайнеров Беларуси. Создавались дизайн-студии, ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы