Архитектура города Тюмени

Информация о культуре » Архетектура Тюмени и ее культурное своеобразие » Архитектура города Тюмени

Страница 5

Гостиный двор.

Строительство большого Гостинного двора в 1835 году на несколько сотен лавок свидетельствовало об укреплении купеческого сословия в Тюмени. Кирпичная кладка стен здания строителями велась аккуратно, с расшивкой швов, чтобы не требовалось оштукатуривания стен. Фасад краснокирпичного здания (ныне — окрашенного) был украшен белоснежными архитектурными элементами. Углы здания были выделены удлинёнными рустами, аркада выполнена в виде простых прямоугольных устоев, завершавшихся импостами, на которые опирались арки. Арочные проёмы подчёркнуты архивольтами с декоративными замками в зените. Карниз очень низко, почти над самыми арками, опоясывал всё здание. Выразительность аркады как ведущего архитектурного мотива исключала применение большого числа декоративных деталей. Крытая железом высокая вальмовая крыша не только обеспечивала хорошую сохранность зданию, но и играла важную архитектурную роль, являясь активным элементом здания, без которого протяжённое низкое сооружение, казалось бы, придавленным к земле.

Народный дом (Дом благородного собрания).

Народный дом (или дом Благородного собрания) был построен на средства купца Трусова, как дом для народа — высоконравственной элиты Тюмени: купцов и промышленников, которые были меценатами культуры и принимали прямое участие в развитии города. И по праву высшее общество в Тюмени называлось благородным. В этом доме собирались видные деятели Тюмени для проведения деловых встреч, а также для отдыха: проведения праздничных балов и культурных вечеров. Народный дом — двухэтажный прямоугольный в плане особняк со сквозным мезонином и двумя четырёхколонными портиками композитного ордера, выделяющими поперечную ось здания. Использование ранне-классицистической схемы сквозного мезонина и, соответственно, двух равнозначных фасадов с портиками было продиктовано местоположением здания, которое обеспечивало его дальний круговой обзор. Важны оба фасада — и тот, который обращён на Туру, и тот, который принадлежит городской площади и выходящим на неё улицам.

Главными пластическими акцентами дома Благородного собрания являются портики. Колонны, поднятые на высокие мощные аркады, поддерживают антаблемент с фронтоном. Трактовка классицистическая. Портики со сквозным мезонином как бы надеты на здание, и от этого основной объём выглядит ещё более собранным, геометрически чётким, монолитным. Ритм узких окон сохраняет впечатление целостности стены. Широкий междуэтажный профилированный карниз не разрушает этой целостности. Венчающий карниз совсем небольшого свеса. Это сделано для того, чтобы не нарушить чёткой кубичности основного объёма. Этой же цели — подчеркнуть геометрическую чистоту объёма — служит плоскостный характер декора стен и его рациональность. Основными декоративными элементами фасадов являются заполненные тонким лепным орнаментом неглубокие шишки над окнами, узкие, горизонтальные шишки в цоколе и дощатый руст аркад. Окна не имеют ни наличников, ни сандриков.

Народный Дом в прошлом — оживлённое здание, центр культурной и общественной жизни тюменского “общества”.

Знаменский Кафедральный Собор.

Тюменский знаменский собор представляет собой очень редкий образец разновременной постройки, выполненной последовательно и до конца в первоначальном стиле. Глядя на это сооружение сейчас, трудно поверить, что оно строилось в общей сложности почти 150 лет. Барочная архитектура древнейшей части талантливо и точно перенесена на новые части здания: приделы, третий ярус колокольни, купол над трапезной. И сейчас это одно из красивейших зданий Тюмени кажется рождённым единым порывом вдохновения народных зодчих. Ни одному сооружению города не свойственна такая стремительная, почти готическая устремлённость вверх, как Знаменскому собору.

Невозможно сразу и наверняка сказать, в чём секрет фантастически радостной праздничности архитектуры собора. Простое перечисление и описание деталей мало, что даст для понимания этого произведения. Трудно найти и прототип, скорее всего его нет. Собор — вдохновенная фантазия на тему русского барокко. Это ещё одно доказательство того, теперь уже очевидного факта, что термин “провинциальная архитектура” означает архитектуру не более низкого, чем столичная, качества, а своеобразную, самобытную архитектуру, свидетельствующую о неисчерпаемости творческих принципов русского зодчества. Только с таких позиций правомерно сопоставлять провинциальные и столичные сооружения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Культурология как область знаний, её предмет и место в ряду наук
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почит ...

Вахтангов и его направление в театре
Анализировать работу Вахтангова и рассуждать о его направлении в театре относительно молодой человек, живущий в вначале XXl века, может исключительно по сказанному Евгением Багратионовичем, сказанному о нем и его творчестве, проводя сравн ...

Интегральная оценка ландшафта
2,33 Таблица 9 Пофакторно-интегральная оценка ландшафтно-рекреационного потенциала для лечебно-оздоровительного отдыха Параметр Оценка в баллах Интегральная оценка ландшафта 2,33 Интегральная оценка экологическо ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы