Якобсон пишет, что из ремесленных центров, таких как Чобан-Кулле, амфоры вывозили не только в прибрежные селения, но и далеко за пределы Крыма: они распространялись среди тюркских племен, родственных крымским татарам. (А.Я. Якобсон. Средневековые гончарные печи в районе Судака. КСИИМК, вып.60, 1955, с.1-8).
Разнообразная расписная керамика, обнаруженная при раскопках гончарной печи в Канакской балке, дает возможность поставить вопрос о вывозе продукции крымских гончаров в различные районы юго-восточной Европы (на Дон и Северный Кавказ), где также в погребениях обнаружена аналогичная керамика (229, с.141).
Массовое производство амфор VIII-IX вв. было связано с расцветом средневекового виноградарства и виноделия в юго-восточном Крыму. Надо полагать, что амфоры в это время, как и в античную эпоху, использовались, в основном, как тара для вина и в качестве таковой расходились, вместе с товаром, по морским и речным путям.
В XIV-XV вв. на полуострове развивается производство местной посуды, сохраняющей приверженность византийской традиции, хотя все более ощутимым становится соприкосновение с декоративным искусством Востока.
Одним из центров керамического производства Крыма этого времени был и Алустон (н. Алушта). Здесь в 1992 году при раскопках генуэзской башни Орта-Кулле (Средняя Башня) среди большого количества фрагментов керамики обнаружено два блюда, представляющих собой высокохудожественные произведения, отмеченные сложностью и изысканностью рисунка, насыщенные деталями. В целом, это изделия, носящие парадный характер. Оба блюда красноглиняные, на кольцевом поддоне, с полихромной поливой по белому ангобу. Преобладающий колорит найденных фрагментов и изделий - желтый, коричневый. Эти цвета будут характерными впоследствии и для крымскотатарской керамики.
Среди керамики, обнаруженной при раскопках Алустона, часто встречаются изделия с изображением птиц и животных. (223, с.7). Аналогичные рисунки с птичьими фигурами можно встретить на керамике из г. Изник (б. Никея, Турция). Это раннеосманская керамика имеет название "Милетские изделия" (Ф. Зарре. Керамика исламских времен из Милета. Исламский Милет, Берлин 1935, т.3, с.69). Птицы на этих изделиях изображены в полете, сидящими в гнезде, среди виноградных гроздьев, сидящими друг против друга. Этот стиль полностью отличается от изображений птичьих фигур на византийской керамике XIII и XIV вв. Крымская керамика отличается от византийской и по цвету (Д. Талбот Раис. Византийская керамика. Оксфорд, 1930, с.88). Кстати, на вышивках крымско-татарских мастеров XVIII-XIX вв., привезенных экспедицией РКМИ из До-бруджи, также в большом количестве изображены птицы. Изображения птиц встречаются также в крымскотатарской торевтике (в фондах РКМИ хранятся гугумы, на поверхности которых выгравированы силуэты птиц и рыб).
Символом бессмертия и воскресения считался павлин, это был излюбленный персонаж в средневековом искусстве как Византии, так и Ближнего Востока. Блюда с изображением павлина из Херсонеса (Сары-Кермен) образуют узколокальную группу художественной керамики. На всех блюдах птицы-павлины обращены влево, у них узкое и короткое туловище с сильно выступающим брюшком, голова на короткой шее с челкой (почетным знаком), очень развито нижнее оперение (декорировано большей частью полосами или плетенкой); верхнее оперение в виде трех S-образно изогнутых лент с завитками на конце, как у хвоста барсов. Расцветка всех частей изображения основана на чередовании зеленого и коричневого. (237, с.135).
Еще по теме:
Социальные детерминанты развития физкультурно-спортивного движения в Татарстане
Физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, но и объективные эконо ...
Результаты опытно-экспериментальной работы по приобщению
членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям
За основу оценки результатов нашего исследования по приобщению членов производственного коллектива к художественным ценностям были взяты критерии, основными показателями которых явились:
- динамика роста числа членов производственного ко ...
Становление информационного общества
информационное общество культура
Информационное общество - общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. С этим термином приято связы ...