Особенности крымской природы в керамике народов Крыма

Информация о культуре » Керамика Крыма. Питьевой набор » Особенности крымской природы в керамике народов Крыма

Страница 5

Очень интересна находка донца монохромной миски с зеленой поливой, декорированной фигурами из спиралевидных завитков и прямых линий (сохранилась часть донца). Этот мотив применяется в декоре монохромных мисок из Азова (Романчук, Перевозчиков, рис.8-30, 9-28, 10-29. Глазурованная керамика из Азова, АДСВ - Свердловск, 1990). По форме подобные миски являются широко распространенным типом красно-глиняной поливной посуды, они встречаются в слоях Азова золотоордынского времени (240, 1996, с.32). Подобные миски широко представлены в керамике местного производства, в частности, в Кафе, где они, в основном, являются полихромными с подглазурным орнаментом сграффито. (242, с.11).

Интересен фрагмент миски с подглазурной росписью ангобом. Полива прозрачная, зеленая. Орнамент сохранившейся стенки представляет собой два ряда одинаково направленных, слегка изогнутых "капель", нанесенных белым ангобом. Ангобная роспись выполнена густым раствором, что придает не только зрительную выпуклость орнаменту, но и легкую рельефность поверхности сосуда.

Орнамент в виде изогнутых капель широко известен в декоре кашинных мисок и блюд, на которых эти элементы рисунка выполнены так же в легком рельефе. Сосуды из кашина могли поступать в Крым с конца XIII до конца XIV века в период тесных контактов с городами Поволжья и среднеазиатскими центрами, в частности из Сарая и Хорезма. (Айбабина Е. Кашинная керамика из Кафы. МАИЭТ-Симферополь, 1991).

Среди сосудов открытых форм, найденных на поселении, кроме тарелок и мисок с орнаментом сграффито и монохромных, выделяются чаши в форме пиал на низком или высоком поддоне, со сферическими стенками и тонким прямым или слегка отогнутым венчиком. Они покрыты глазурью желтого и зеленого цветов по ангобированной поверхности и желтого цвета, нанесенной без ангоба, с подглазурной подцветкой марганцем по ангобированной поверхности.

Сосуды этой формы и орнаментации найдены в слоях XIV - первой половины XV века в ряде памятников Крыма, в материале золотоордынского Азова, городищ Поволжья.

Анализ керамического материала поселения у р. Байбуга (Феодосия) позволяет считать его уникальным среди исследованных и опубликованных памятников Крыма. Весь керамический комплекс находит аналогии в производстве Азова золотоордынского времени и городищ, что позволяет датировать комплекс в целом второй половиной - концом XIV в. Некоторые отличия декора, главным образом, поливной керамики сграффито, от азовских и поволжских аналогий и, напротив, схожесть орнаментации с керамикой крымских центров, в частности Кафы, позволяет говорить о местном, крымском ее производстве. По мнению Айбабиной, центром этим являлся Солхат (Старый Крым), расположенный в непосредственной близости от поселения. (Айбабина Е.А. Керамика из раскопок золотоордынского поселения близ Феодосии. "Исторические связи Причерноморья и Средиземноморья X-XVIII вв. (по материалам поливной керамики). Симферополь, 1998

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Контакт со зрителем
Значение «обратной связи» в театре трудно переоценить. Каждая зрительская аудитория имеет тот театр, которого она заслуживает. Хотя зрителям, наверное, было бы очень неприятно узнать, что у них, как у зрителей, есть определенные обязаннос ...

Кабульский музей
Также известен как Национальный музей Афганистана. Двухэтажное здание музея построено в 1922 году в 9 километрах к юго-западу от исторического центра Кабула, Афганистан. Основой коллекции музея стала кунсткамера, которая начала работать ...

Гай Плиний Старший
Гай Плиний Старший (23-79 н.э.) Был свидетелем жизни и правления нескольких императоров. Занимался общественной и административной работой. Во время извержения Везувия в 79 году, когда погибли Помпея и Геркуланум, Плиний возглавлял флот, ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы