Очень интересна находка донца монохромной миски с зеленой поливой, декорированной фигурами из спиралевидных завитков и прямых линий (сохранилась часть донца). Этот мотив применяется в декоре монохромных мисок из Азова (Романчук, Перевозчиков, рис.8-30, 9-28, 10-29. Глазурованная керамика из Азова, АДСВ - Свердловск, 1990). По форме подобные миски являются широко распространенным типом красно-глиняной поливной посуды, они встречаются в слоях Азова золотоордынского времени (240, 1996, с.32). Подобные миски широко представлены в керамике местного производства, в частности, в Кафе, где они, в основном, являются полихромными с подглазурным орнаментом сграффито. (242, с.11).
Интересен фрагмент миски с подглазурной росписью ангобом. Полива прозрачная, зеленая. Орнамент сохранившейся стенки представляет собой два ряда одинаково направленных, слегка изогнутых "капель", нанесенных белым ангобом. Ангобная роспись выполнена густым раствором, что придает не только зрительную выпуклость орнаменту, но и легкую рельефность поверхности сосуда.
Орнамент в виде изогнутых капель широко известен в декоре кашинных мисок и блюд, на которых эти элементы рисунка выполнены так же в легком рельефе. Сосуды из кашина могли поступать в Крым с конца XIII до конца XIV века в период тесных контактов с городами Поволжья и среднеазиатскими центрами, в частности из Сарая и Хорезма. (Айбабина Е. Кашинная керамика из Кафы. МАИЭТ-Симферополь, 1991).
Среди сосудов открытых форм, найденных на поселении, кроме тарелок и мисок с орнаментом сграффито и монохромных, выделяются чаши в форме пиал на низком или высоком поддоне, со сферическими стенками и тонким прямым или слегка отогнутым венчиком. Они покрыты глазурью желтого и зеленого цветов по ангобированной поверхности и желтого цвета, нанесенной без ангоба, с подглазурной подцветкой марганцем по ангобированной поверхности.
Сосуды этой формы и орнаментации найдены в слоях XIV - первой половины XV века в ряде памятников Крыма, в материале золотоордынского Азова, городищ Поволжья.
Анализ керамического материала поселения у р. Байбуга (Феодосия) позволяет считать его уникальным среди исследованных и опубликованных памятников Крыма. Весь керамический комплекс находит аналогии в производстве Азова золотоордынского времени и городищ, что позволяет датировать комплекс в целом второй половиной - концом XIV в. Некоторые отличия декора, главным образом, поливной керамики сграффито, от азовских и поволжских аналогий и, напротив, схожесть орнаментации с керамикой крымских центров, в частности Кафы, позволяет говорить о местном, крымском ее производстве. По мнению Айбабиной, центром этим являлся Солхат (Старый Крым), расположенный в непосредственной близости от поселения. (Айбабина Е.А. Керамика из раскопок золотоордынского поселения близ Феодосии. "Исторические связи Причерноморья и Средиземноморья X-XVIII вв. (по материалам поливной керамики). Симферополь, 1998
Еще по теме:
Искусство Древнего Востока
История древнего мира развивалась медленно. Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделали великие цивилизации Древнего Востока — Египет и Месопотамия. Здесь на рубеже IV – III тыс. до н.э. утвердился новый социальный порядок, ...
Торговля
Товарное производство на Руси существовало уже на ранней стадии феодализма. В большей степени его возникновение связано с ростом ремесла и городов. Выделение ремесла, возникновение и рост городов содействовали расширению внутреннего рынка ...
Понятие утопии
Само понятие утопия появилось в начале XVI века, когда увидела свет «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего То ...