История возникновения «английского» парка

Информация о культуре » Истоки и принципы создания пейзажных парков » История возникновения «английского» парка

Страница 1

Пейзажный (ландшафтный) стиль садово-паркового искусства сформировался в Англии в начале 18 века, он стал отражением господствующих социально-политических и философских изысканий эпохи Просвещения. Именно в это время стала популярной идея «естественного человека, живущего в естественных природных условиях», а лозунг из «Общественного договора» Жан Жака Руссо – «Назад к природе!» нашел активных сторонников среди владельцев крупных и мелких поместий.

Англия становится законодательницей мод по всей Европе со второй половины 18-го века. Именно здесь, впервые в живописи появляется пейзаж как отдельно взятый жанр искусства.

Пейзажный стиль явился результатом исторического развития общества, а не следствием слепого подражания восточным традициям. Европейцы заимствовали лишь внешнюю сторону восточного ландшафтного дизайна: устраивали в парках и садах беседки, пагоды, мостики и павильоны в китайском духе; идеи же восточных мудрецов, основанные на философском и религиозном восприятии мира, оставались для европейцев чуждыми.

Пейзажная живопись века (прежде всего пейзажи Лоррена, Пуссена и С. Розы) была едва ли не основным источником вдохновения, а нередко и «цитатником» для устроителей пейзажных парков. Сооружение парков никогда не начиналось с умозрительного архитектурного плана, то есть создания системы, что было единственно возможным решением для предыдущей эпохи. Общая структура представляла собой совокупность отдельных видов, обычно программно связанных между собой, каждый из которых садовод сочинял как законченную картину, делая предварительные графические наброски или акварельные эскизы. В восприятии посетителя набор отдельных видов складывался в единый целостный образ сада.

Наиболее известными представителями нового направления в садоводстве стали Уильям Кент, Ланселот Браун и Хемфри Рептон. Созданная Кентом Концепция планировки сада построена на утверждении, что природе не свойственна прямая линия. Он, в частности, заменил симметричные водоёмы прудами неправильной формы. Браун и Рептон вошли в историю как выдающиеся мастера ландшафтной архитектуры. Прямые дорожки они заменили извилистыми тропами; на смену подстриженной живой изгороди пришли свободно расположенные группы растений. Ручьи и водопады были размещены таким образом, что представляли собой непрерывно движущуюся панораму. Газон начинался у самого дома. Но всё-таки лучшим мастером этого стиля, «королем ландшафта», считается Ланселот Браун (1715–1783), который ездил от одного заказчика к другому, указывая на «возможности улучшения», обеспечившие ему и неплохой заработок, и почетное прозвище Всемогущий Браун. Браун особенно стремился придать парку естественный вид. Лучшее его творение – Стоу в Бакингемшире. В Стоу едва ли не впервые был проложен ров для защиты от домашнего скота. Благодаря этому изгороди больше не портили вид. Браун любил работать с водой; озера – подлинное украшение его парков.

Ощутимый вклад в садоводство Англии внесли питомники растений, луковиц, и семян, доставляемых из разных стран. Первый большой питомник принадлежал Джорджу Лондону и Уайзу.

Всемирно известный сад в Боднанте – Северный Уэльс был спланирован и выполнен в 1798 году лордом Аберконвеем, который позднее стал президентом садоводческого общества Англии. Боднант славился своими террасными посадками и бархатными газонами, ярко зеленеющими в тени древних деревьев. Очень красив сад Стаурхеда с его трёх рукавным озером, на берегу которого сооружён небольшой пантеон. За озером – лес, состоящий из бука и пихты. Сад – детище Генри Хора, который в течение 30 лет трудился над ним, превращая в прекрасный образец ландшафтной архитектуры. С тех пор, то есть с середины 18 века, коллекции сада пополнились значительным количеством новых видов растений. Жители Великобритании гордятся еще многими парками, не похожими друг на друга, но обладающими одним общим качеством – естественностью и гармоничностью, позаимствованными у природы. Период 18 и начала 19 века называют «эпохой Англии». В этот период англичане распространяют своё влияние на Северную Америку, Австралию, Восток. В это же время укореняется английский пейзажный сад на индийской почве. Газон, бордюр из цветущих однолетних растений, свободная посадка деревьев, кустарников и вьющихся растений в парках и садах, серпантин проложенных дорожек – всё это явилось вкладом англичан в ландшафтную архитектуру Индии.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу
Конец XIX – начало ХХ вв. – эпоха, к которой еще долго будет возвращаться интерес критиков, исследователей, философов, историков культуры и искусства. Не затрагивая многих интереснейших черт этого периода в рамках дипломной работы, отмети ...

Апофеоз войны в видении В.В Верещагина
Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам "священную войну", Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю. "Война! И так близко от меня! В самой цент ...

Соотношение социальной культуры с духовной
Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как коне ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы