Следует также отметить, что результаты исследований остатков керамического производства, обнаруженных на территории крепости Алустон, позволяют предположить следующее: в северной части городища во второй половине XIV века функционировала мастерская по производству поливной керамики с орнаментом "сграффито", специализировавшаяся, в основном, на выпуске сосудов открытых форм. Работал в ней один мастер, возможно, с небольшим количеством помощников или учеников. Человек этот был, скорее всего, приезжим, решившим наладить изготовление поливной керамики в городе, где раньше этим никто не занимался. Он был хорошо знаком с традициями керамического производства и происходил из какого-либо центра такого производства. Продукция мастера покупалась населением соседних крепостей, о чем могут свидетельствовать находки из Фуны (с. Демирджи, н. Лучистое) и Ай-Тодора.
Изготовление художественной поливной керамики относится к разряду городских ремёсел. Сам факт появления такого производства отмечает прогресс в развитии Алустона, как городского центра во второй половине XIV в.
Одним из средневековых крымских центров по производству керамики являлась г. Кафа (Феодосия). Поливная керамика из Кафы и Солхата (Старый Крым), производившаяся на месте, представляет собой те же, что и бытовавшие ранее, глубокие чаши-миски или пиалы, декор которых выполнен особенно толстыми, врезными линиями, образующими основной рисунок; с ним контрастируют сравнительно тонкие линии орнаментального заполнения. Не менее характерна и яркая полихромная расцветка (зеленая, коричневая и желтая). Ради удешевления продукции поливные изделия часто оставляли без расцветки - монохромными, зато широкое применение получил выемчатый фон, создававший на внутренней поверхности чаши или блюда не только дополнительный, тёплый коричневый тон (глазурь в соответствующих местах ложилась непосредственно на черепок, а не на ангоб, который снимали при углублении фона), но и рельефность рисунка, большей частью орнаментального. Такова поливная керамика XIV и XV вв. из Солхата и Кафы. Кстати сказать, она очень близка художественной керамике из западного Причерноморья, заселенного родственными крымцам тюркскими племенами - в Румынии и Болгарии. (Штерн Э.Р. Феодосия и ее керамика. Одесса, 1906).
В 1980 году на северо-западе окраины Феодосии в пойме реки Бай-буга была раскопана часть поселения золотоордынского времени. Керамический материал исследованного памятника делится на несколько видов: кухонная и столовая неполивная керамика, красноглиняная керамика, покрытая прозрачной поливой, подсвечники и етильники. Всего на исследованном участке поселения найдено 8 целых и 72 фрагмента красноглиняных поливных сосудов. Кроме того, в керамическом материале из Западного помещения усадьбы А содержался фрагмент светлоглиняного сосуда, покрытого зеленой поливой и в подъемном материале поселения - мелкий фрагмент стенки красноглиняного сосуда с люстровой росписью (239, с.9).
Поливные красноглиняные сосуды представлены несколькими формами: хумы, тарелки и миски, пиалы с орнаментом сграффито тонкой и толстой линией, покрытые прозрачной глазурью по ангобу, подсвечник и светильник - плошка. Также среди керамики поселения были найдены небольшие фрагменты горлышек поливных кувшинов с ручками, верхняя часть которых крепилась к середине высокого горла. Полива была нанесена на ангоб, горло украшалось врезными линиями. Эти сосуды близки к типу одноручных кувшинов, изготовлявшихся в Азаке. (Перевозчиков, Классификация археологического материала золотоордынского времени (по материалам раскопок и сборов 1960-Х-1990-х гг., Азов, 1996).
Еще по теме:
ДеятельностьТомаса Мальдонадо
Томас Мальдонадо – итал. диз-р, живописец, педагог, автор статей и книг по вопросам теории культуры и дизайна. С 1954 г. работает в Европе. А с 1957 г. возглавляет Ульмскую школу, основанную в 1951 г. Максом Биллом. Школа была открыта спе ...
Субкультура и ее разновидности
культурология субкультура массовая элитарная общество
Субкультура с точки зрения культурологии же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат традиционным ценностям культуры, а дополняют ее. Отличаться между собой ...
Исторические аспекты возникновения комплекса «Лошицкий парк»
Лошицкий усадебно-парковый комплекс расположился на месте слияния двух рек - Свислочи и Лоши. История не оставила письменных источников возникновения Лошицы, однако события можно проследить по народным сказаниям.
Легенда о возникновения ...