Особенности крымской природы в керамике народов Крыма

Информация о культуре » Керамика Крыма. Питьевой набор » Особенности крымской природы в керамике народов Крыма

Страница 4

Следует также отметить, что результаты исследований остатков керамического производства, обнаруженных на территории крепости Алустон, позволяют предположить следующее: в северной части городища во второй половине XIV века функционировала мастерская по производству поливной керамики с орнаментом "сграффито", специализировавшаяся, в основном, на выпуске сосудов открытых форм. Работал в ней один мастер, возможно, с небольшим количеством помощников или учеников. Человек этот был, скорее всего, приезжим, решившим наладить изготовление поливной керамики в городе, где раньше этим никто не занимался. Он был хорошо знаком с традициями керамического производства и происходил из какого-либо центра такого производства. Продукция мастера покупалась населением соседних крепостей, о чем могут свидетельствовать находки из Фуны (с. Демирджи, н. Лучистое) и Ай-Тодора.

Изготовление художественной поливной керамики относится к разряду городских ремёсел. Сам факт появления такого производства отмечает прогресс в развитии Алустона, как городского центра во второй половине XIV в.

Одним из средневековых крымских центров по производству керамики являлась г. Кафа (Феодосия). Поливная керамика из Кафы и Солхата (Старый Крым), производившаяся на месте, представляет собой те же, что и бытовавшие ранее, глубокие чаши-миски или пиалы, декор которых выполнен особенно толстыми, врезными линиями, образующими основной рисунок; с ним контрастируют сравнительно тонкие линии орнаментального заполнения. Не менее характерна и яркая полихромная расцветка (зеленая, коричневая и желтая). Ради удешевления продукции поливные изделия часто оставляли без расцветки - монохромными, зато широкое применение получил выемчатый фон, создававший на внутренней поверхности чаши или блюда не только дополнительный, тёплый коричневый тон (глазурь в соответствующих местах ложилась непосредственно на черепок, а не на ангоб, который снимали при углублении фона), но и рельефность рисунка, большей частью орнаментального. Такова поливная керамика XIV и XV вв. из Солхата и Кафы. Кстати сказать, она очень близка художественной керамике из западного Причерноморья, заселенного родственными крымцам тюркскими племенами - в Румынии и Болгарии. (Штерн Э.Р. Феодосия и ее керамика. Одесса, 1906).

В 1980 году на северо-западе окраины Феодосии в пойме реки Бай-буга была раскопана часть поселения золотоордынского времени. Керамический материал исследованного памятника делится на несколько видов: кухонная и столовая неполивная керамика, красноглиняная керамика, покрытая прозрачной поливой, подсвечники и етильники. Всего на исследованном участке поселения найдено 8 целых и 72 фрагмента красноглиняных поливных сосудов. Кроме того, в керамическом материале из Западного помещения усадьбы А содержался фрагмент светлоглиняного сосуда, покрытого зеленой поливой и в подъемном материале поселения - мелкий фрагмент стенки красноглиняного сосуда с люстровой росписью (239, с.9).

Поливные красноглиняные сосуды представлены несколькими формами: хумы, тарелки и миски, пиалы с орнаментом сграффито тонкой и толстой линией, покрытые прозрачной глазурью по ангобу, подсвечник и светильник - плошка. Также среди керамики поселения были найдены небольшие фрагменты горлышек поливных кувшинов с ручками, верхняя часть которых крепилась к середине высокого горла. Полива была нанесена на ангоб, горло украшалось врезными линиями. Эти сосуды близки к типу одноручных кувшинов, изготовлявшихся в Азаке. (Перевозчиков, Классификация археологического материала золотоордынского времени (по материалам раскопок и сборов 1960-Х-1990-х гг., Азов, 1996).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Новый состав, концепции в творчестве, репертуар
Данный период развития творчества театра ознаменован деятельностью таких руководителей как С.С. Иоаниди, В.К. Чернядев, И.Б. Борисов. В историю театра также прочно вошли художник В. Фатеев, композитор Г. Гоберник, заслуженные артисты Росс ...

Празднование Ивана Купала до крещения Руси
Историческая особенность формирования славянского этноса, из многих первобытных общин, определила особое видение взаимоотношений человека и природы. Природные явления требовали объяснений, которые в свою очередь сформировали богатый панте ...

Батальный жанр живописи
Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. Он может б ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы