Композиторы и современность

Информация о культуре » Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям » Композиторы и современность

Страница 2

Специфика функционирования этого уровня самодеятельности проявлялась в разовых отчетных концертных выступлениях, что не позволяло, к сожалению, в сжатые сроки сформировать у ее участников, устойчивых эмоций от репетиционных занятий и следовательно приобщение к художественно-эстетическим ценностям, так как на этом уровне существования художественных творческих объединений, она носит дискретный характер.

Мы установили, что на уровне цеха самым доступным по организации, педагогическому руководству и реализации творческих потребностей является хоровой коллектив. На этом уровне деятельность хора должна быть органично связана с конкретным контингентом цеха и решением некоторых организационно-педагогических вопросов: наличие комнаты отдыха, заинтересованность администрации в создании творческого объединения, стабильное расписание, близость досугового объединения к рабочему месту, реализация проблемы рационального использования свободного времени.

Наша практика показала, что в условиях цеха можно преодолеть дискретность работы творческого коллектива, а, следовательно, и решать проблему приобщения личности к художественно-эстетическим ценностям.

На уровне бригады, участка, как показал ретроспективный анализ, художественная самодеятельность этих неформальных групп носила нестабильный характер. Она стихийно появлялась к праздничным дням или ситуативным датам. При подготовке концертных программ всегда выделялись творческие лидеры: поэты, солисты, сценаристы, музыканты и организаторы этих мероприятий. Достаточно часто концертные номера неформальных групп самодеятельности включали в программы районных, городских смотров, выступающих от имени всего предприятия или цеха.

Таким образом, совокупный ретроспективный анализ состояния функционирования художественной самодеятельности в производственном коллективе показал, что целесообразнее всего создание стабильного творческого объединения на уровне цеха, в работу которого могут быть вовлечены лидеры малых неформальных групп (бригада, участок), а также участники творческих компаний по подготовке отраслевых смотров художественной самодеятельности.

Наши исследования показали, что в производственном коллективе достаточно эффективна деятельность педагогически организованного самодеятельного художественного творчества при условии, если будет:

- постоянная поддержка со стороны администрации;

- каждый крупный вид самодеятельного творчества (хор, духовой оркестр и т.д.) организовываться на базе цеха;

- осуществляться организационно-педагогическая координация работы творческих коллективов на уровнях предприятия, цеха, бригады;

- осуществлен индивидуальный подход к участникам творческого коллектива.

Мы убедились, что важнейшей отличительной особенностью развития художественно-творческих способностей личности в трудовом коллективе является единство процессов образования и самообразования. В педагогической трактовке «образование – процесс и результат освоения систематизированных знаний, умений, навыков» (100, с.175). С.И. Гессен отмечал, что «образование есть не что иное, как индивидуальная культура» (44, с.35). В.И. Андреев считает, что «образование – это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование» (4, с.27). В свою очередь «самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.п. (146, с.252). Ученые подчеркивают, что самообразование это длительный и постоянно развивающийся процесс, который может постепенно превращаться в потребность, удовлетворяющую духовные и эстетические запросы личности.

Исследование показало, что в творческом коллективе человек как объект воздействия во все большей степени становится также и его субъектом, притом не только лицом, объективно заинтересованным в собственном совершенствовании, но и способным осуществлять подобный процесс на других членах производственного коллектива, что особенно важно в их приобщении к художественно-эстетическим ценностям. Наша опытно-экспериментальная работа показала, что в творческом объединении система эстетического воздействия, основана на взаимообщении, взаимовлиянии, творческом обогащении и развитии личности, когда не отдельный человек, а именно коллектив в целом выступал одновременно и субъектом, и объектом – носителем необходимой массы эстетических знаний и умений. Эффективность этого процесса зависит и от степени духовного развития членов коллектива, богатства их индивидуальностей. К одной из форм эстетического образования мы относим и культурно-досуговую деятельность трудового коллектива, которая направлена на: приобщение членов производственного коллектива к художественным ценностям, что опосредованно влияет на повышение культуры производственной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Роль русского языка на Украине
россия украина культурный Широкое распространение русского языка среди украинцев (при наличии значительной по численности – около 17 % - доли русского населения) является важным фактором в процессе строительства независимого украинского ...

Риторика. Филология. Литература
XV век стал эпохой интенсивного развития всех гуманистических дисциплин. Черты нового ярко проявились не только в этике, педагогике, историографии — значительные перемены произошли также в риторике и филологии. Их главным языком все еще о ...

Архитектура города Тюмени
В Тюмени не был возведен каменный кремль. Однако в исторической части города, на территории которой некогда стоял первый деревянный острог, на протяжении XVIII века сформировался оригинальный архитектурный ансамбль. Сегодня исторический ц ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы