Особенности Басандайской культуры

Информация о культуре » Басандайская культура: тайны прошлого » Особенности Басандайской культуры

Страница 2

Тело помещалось в «гробу» или без дополнительных вместилищ на месте погребения горизонтально и ориентировалось головой в пределах северо-восточного сектора, реже в границах юго-западного сектора. Присутствуют и единичные случаи направления тела головой на юг, юго-восток и северо-запад. После помещения тела на месте погребения размещали сопровождающий инвентарь: предметы быта, орудия труда, оружие, предметы культа, «живой инвентарь». Наборы инвентаря в мужских и женских погребениях резко различаются по своему составу. Для мужских погребений характерно наличие оружия, кельтов, ножей, кресал. Из деталей одежды встречены пряжки. Украшения представлены кольчатыми серьгами или височными кольцами. В женские погребения клали бытовой инвентарь (ножи и игольники). Украшения сопровождают все женские погребения, хотя наряду с богатыми уборами имеются и несколько бедных, содержащих небольшое количество бус и подвесок. В одно из женских погребений было помещено оружие. Сопровождающий инвентарь у детей очень бедный. В погребениях младенцев он или отсутствует или представлен парой костяных, стеклянных или каменных бусин, реже бронзовым кольчатым височным кольцом у черепа, то есть украшениями одежды и головного убора. У детей старше 3 лет, вероятно, девочек сопроводительный инвентарь представлен украшениями (бусы, подвески, серебряные перстни и браслеты, бронзовая пронизь и др.) и 2 железными предметами. Часто в погребениях детей присутствуют орнаментированные и неорнаментированные астрагалы мелкого рогатого скота. В двух погребениях на груди ребенка лежал железный крюк. Вероятно как астрагалы, так и крюки можно связать с конструкцией колыбели, с крюками для подвешивания и оберегами. В ряде случаев в погребение помещали коня или предметы конской упряжи. Нами выявлены 3 формы сопогребения коня с умершим человеком: 1) погребение с целой лошадью; 2) помещение в могилу шкуры (черепа и конечностей) коня; 3) погребение конского снаряжения. На могильнике Санаторный–1 захоронения коней и сбруи коня встречены в 9 погребально - поминальных комплексах из 27 исследованных (в 8 случаях в могилах и в 2 случаях под насыпью кургана). Кроме того, в 2 случаях несколько костей ног лошади обнаружены в заполнении грабительских ям над погребениями людей. Таким образом, на могильнике Санаторный–1 лошадь или детали конской упряжи присутствуют в одной трети погребальных комплексов и почти в половине многомогильных курганов, которые мы склонны считать семейными усыпальницами. Судя по размерам могил и составу инвентаря, захоронения коней сопровождали основные погребения этих курганов, принадлежащие, возможно, главам семейств, как мужчинам, так и женщинам. Все мужские захоронения – воинские. Женские погребения характеризуются относительно богатым составом сопроводительного инвентаря.

После размещения тела и сопровождающего инвентаря погребение замыкалось. Для перекрытия непосредственно тела, деревянных и берестяных конструкций, ям на различных уровнях (на уровне ступеньки стены, на уровне частично засыпанной землей ямы, на уровне почвы) использованы берестяные полотнища, поперечные и продольные плахи. В одном случае берестяное перекрытие погребенного в неглубокой яме, вырытой в большой могильной яме, служило подстилкой чучелу коня. В качестве перекрытия могли использовать берестяную "тиску". В качестве окончательной замыкающей поверхности выступала земля. Яму или захоронение на горизонте засыпали землей, часто на уровне почвы присыпали слоем материкового суглинка, вынутого при рытье ямы.

После завершения погребения, в некоторых случаях, рядом с могилой ставили столб. Вертикальные столбы, чаще всего, устанавливали к СВ. от погребения. Исследователи, как правило, связывают их с обычаем устанавливать рядом с могилой коновязь.

Последующие действия, по-видимому, связаны с поминальными действиями, как на стадии сразу после погребения, так и через какое-либо продолжительное время. К ним можно отнести принесение жертв, манипуляции с костями животных, проведение погребальной трапезы. В качестве жертвенного животного выступали лошадь и овца. На могильнике Санаторный–1 к этому типу культовых действий можно отнести находки скоплений черепов и челюстей, конечностей животных, в основном коня, в ямах или на погребенной почве под насыпями курганов. Особенно показательным в этом отношении является размещение в ряду погребений скелета овцы. Кости скелета были помещены между захоронениями ребенка и взрослого на уровне почвы, параллельно погребениям людей. Костяк не полный. В анатомическом порядке лежат кости таза и задних конечностей. Остальные кости перемешаны. Череп отсутствует. В четырех трубчатых костях передних конечностей сделаны отверстия. По-видимому, это пример особых ритуальных действий. В одном из курганов череп овцы без нижней челюсти был установлен в центре погребальной площадки. Вероятно, с жертвоприношением связано помещение над двумя погребениями верхней половины туши старой лошади без костей конечностей. Нестандартным фактом погребальной практики могильника Санаторный–1 можно считать находки фрагментов черепов и челюстей человека вне погребений. Однако отсутствие иных признаков погребального комплекса не позволяет однозначно отнести их к особым видам погребения. Вполне возможно, что эти факты связаны с иными ритуальными действиями, например с жертвоприношениями. Почти в каждом кургане на погребенной почве и в насыпи обнаружены кости животных, преимущественно коня, часто колотые. Иногда на погребенной почве встречаются разбитые сосуды. Такие находки можно рассматривать как остатки поминальной пищи, оставшейся после ритуальной трапезы. Часть этой пищи могла быть положена душе умершего, как присутствующей на церемонии. В качестве следов ритуальных или обыденных (необрядовых) действий выступают следы костров под насыпями курганов. В одном из костров выявлены сгоревшие кости. К каким-то действиям, возможно поминкам, относятся полотнища бересты и деревянные настилы, обнаруженные на уровне погребенной почвы между погребениями. На погребальной площадке одного из курганов выявлены следы сожженных деревянных конструкций. Сооружения представляли собой деревянные прямоугольные рамы в один и, по-видимому, в три венца, ориентированные сторонами на СЗ, СВ., ЮЗ, ЮВ. В границах рам находились жерди, ветки и листы бересты. Вероятно, одна из конструкций имела берестяное перекрытие. В определенный момент сооружение сжигалось, над горящей конструкцией возводилась насыпь. А.А. Адамов относит подобные сооружения к поминальным конструкциям.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Трехмерная модель культуры
Культурное пространство – это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом. Продолжая аналогию культурного пространства с физическим, выделим в нем три измерения – в соответс ...

Классический период
древнегреческий культура искусство архитектура Политика и экономика. Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен греко-персидскими войнами, возвышением Афин и расцветом рабовладельческой демократии. Фактически он ...

Морфология культуры
Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчаст ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы