Особенности Басандайской культуры

Информация о культуре » Басандайская культура: тайны прошлого » Особенности Басандайской культуры

Страница 3

После завершения последнего захоронения конкретной группы погребений, над этой группировкой возводилась земляная насыпь. В дальнейшем существующий под курганом ряд захоронений могли продолжить. В этом случае новая насыпь насыпалась на край старой, таким образом, общая насыпь получала вытянутую форму. Далее необходимо остановиться на действиях, которые являются нетипичными для погребальной практики носителей культурных традиций, оставивших могильник Санаторный–1. Они относятся к разным этапам погребально-поминальных действий.

Использование огня. Манипуляции с огнем отмечены на всех трех этапах обрядовых действий. В некоторых погребениях встречены захоронения детей, подвергшихся частичному сожжению на стороне. В первом случае в погребение помещен берестяной короб с останками ребенка. Короб с наружной стороны, кости ребенка сильно обгорели, местами до обугливания. В другом случае в могильной яме найдены фрагменты почерневших костей. Следов воздействия огня на конструкцию могильной ямы в обоих случаях не выявлено. В одном из погребений в углу могильной ямы обнаружены следы костра в виде прокаленного дна, фрагментов углей и прокаленной глины. В некоторых детских погребениях на дно ямы уложены поперечные обгоревшие плашки. Так же к действиям с огнем можно отнести находки углей в некоторых могилах. Зафиксирован еще один вид использования огня. В границах сгоревшей деревянной рамы с берестяным перекрытием следы воздействия огня отмечены на берестяных коробах двух наземных детских захоронений. В обоих случаях короба обуглились, конструкции деформировались, кости детей почернели и посерели.

Вторичные погребения. В нескольких случаях в ненарушенных погребениях отмечено наличие неполных костяков и костяков с низкой целостностью трупа. При этом визуально наблюдается худшая сохранность берестяных конструкций короба. Данные особенности можно связать с временным нахождением трупа, вероятно, заключенного в берестяной «гроб», продолжительное время на воздухе. Это могло быть связано с сезоном смерти и последующего захоронения. В зимний период труп выставляли на поверхности земли, а весной, после оттаивания грунта захоранивали.

Я сделала сравнительный анализ погребального обряда могильников Санаторный-1 и Санаторный-3, пользуясь статьей С.Г.Рослякова «Курганный могильник Санаторный-1 и вопросы этнокультурной интерпретации памятников развитого средневековья верхнего Приобья.», своим исследованием: «Исследование курганного могильника Санаторный-3» и общей характеристикой погребального обряда.

Объекты исследования:

1)использование дополнительных вместилищ;

2)наличие сопровождающего инвентаря;

3)придание погребаемому какой-либо позы;

4) параметры ямы, в которую производилось захоронение.

Мой анализ показал, что характерные особенности погребального обряда: укладывание умершего в дополнительное вместилище (деревянное, берестяное, из других органических материалов, например ткани или войлока), в ямах мы находим сопровождающий инвентарь (керамика, украшения, оружие и.т.п.), придание погребаемому определённой позы (тело клали вытянуто на спине, голова опиралась на затылок, ноги вытягивались параллельно друг другу или сдвигались друг с другом, руки вытягивались и приводились к телу), параметры длины и ширины ямы определялись размерами тела, однако длина ям часто превосходит длину покойника.

Находки представлены бусами из стекла, янтаря и гагата, подвесками из стекла и лазурита. Эти находки свидетельствуют о том, что в иной мир умершего человека снаряжали достойно. Судя по находкам, человека сопровождали его личные предметы. Орудия труда, оружие. Женщин обряжали в лучшие украшения. Из украшений наиболее интересны лазуритовые подвески ромбической и треугольной формы. Иногда на них выпилены насечки под вершиной фигуры и вдоль и поперек граней. По мнению некоторых учёных это не просто украшения, а амулеты.

Обширна и разнообразна территория Сибири. События XV-XIX веков отразились в летописях и многочисленных книгах, А что же было раньше? Кто жил на берегах Оби до этого времени? Ответы на эти вопросы может дать археология. Земля хранит нашу историю, которую создавали и творили наши далёкие предки. Мне очень жаль, что я не смогла дать полную характеристику Басандайской культуре и сделать полный сравнительный анализ Басандайской и Сросткинской культур. Но мне очень нравится заниматься археологией и историей, поэтому в дальнейшем я собираюсь дать более полную характеристику Басандайской культуры и провести более полный сравнительный анализ.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Культура и общество
К-ра возникла вместе с возн-ем общ-ва. К-ра и общ-во – это формы небиол. организации, совместн. жизнедеят-ти людей. М/у ними сущ. и разл-я: если интерпретир-ть общ-во ч/з деят-ть, т.е. рассм-ть как коллект. субьект деят-ти, то к-ра выступ ...

Актуальность традиционной культуры астраханских татар и формы ее распространения
Традиционная культура – это автохонная, устойчивая культура, в ней изменения не происходят, либо эти процессы протекают очень медленно, потому не фиксируются коллективным сознанием народа, который является ее носителем. На сегодняшний де ...

Гималаи
От французских Альп до Южного Вьетнама простирается через Евразию самый протяженный горный пояс Земли. И самая высокая часть этой исполинской цепи гор носит древнее название Гималаи. В переводе с санскрита это слово означает "Обитель ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы