Особенности Басандайской культуры

Информация о культуре » Басандайская культура: тайны прошлого » Особенности Басандайской культуры

Страница 1

Как известно, признаками для определения археологической культуры являются особенности погребального обряда, керамики, поселений и жилищ.

Однако в нашем случае основными источниками выделения культуры являются обряд и керамика.

Характеристика Басандайской культуры дана Людмилой Михайловной Плетнёвой в монографии «Томское Приобье в начале II тыс. н. э. по археологическим источникам»., в Новосибирском Приобье описана Сергеем Георгиевичем Росляковым.

Необходимо отметить, что обрядовым действиям, связанным с похоронами конкретного умершего или группы умерших, предшествует решение практического вопроса – выбор места для захоронения., создание некрополя. Для создания некрополя «Санаторный–1» выбран участок местности в устье ручья, впадающего в р. Обь. Площадка могильника слегка возвышается над уровнем окружающей местности. Локализовать самые ранние погребения на могильнике не представляется возможным из-за достаточно однородного распространения одновременного инвентаря в разных курганах. Место захоронения внутри существующего могильника, его принадлежность к конкретному курганному комплексу, по нашему мнению, определялось родственными отношениями погребенных людей. Под одной насыпью размещались могилы родственников всех возрастов и обоих полов. Так необходимо отметить, что размещение детей в курганах чаще всего связано с определенными погребениями взрослых или тяготеет к конкретному участку погребальной площадки. В одном из курганов семь погребений детей размещены вокруг захоронения пожилой женщины, в другом кургане детские погребения расположены в один ряд по обе стороны от погребения женщины, в нескольких курганах детские погребения расположены между двух крайних погребений взрослых. Парные захоронения представлены только погребениями женщин с младенцами и захоронением пары детей. В одном случае погребение ребенка оборудовано в заполнении могильной ямы женщины.

Действия, связанные с подготовкой к погребению покойного, на основе археологических данных практически не поддаются реконструкции. По материалам могильника Санаторный–1 можно констатировать обряжение умершего в одежду, размещение на теле украшений и снаряжения, придание погребаемому определенной позы. Тело клали, вытянув на спине. Голова опиралась на затылок, ноги вытягивались параллельно друг другу или сдвигались друг с другом, руки вытягивались и приводились к телу.

В случае захоронения умершего в существующий комплекс погребений, его располагали в один ряд параллельно с имеющимися погребениями. Исключение составляют редкие погребения взрослых в стороне от основного ряда, на периферии кургана и детские погребения. Захоронения вне общей цепочки погребений часто не параллельны основным.

Захоронение совершалось чаще в могильной яме, реже на горизонте. Возможно, некоторые погребения произведены на поверхности или в толще насыпи. Сооружение ямы производилось в почве, либо глубже в материковом суглинке. Конструкция ямы простая. В редких случаях у одной или у обеих продольных стенок, по всему периметру делали узкую ступеньку для сооружения перекрытия. Имеется одна яма с подбоем. Яму и иные погребальные конструкции ориентировали преимущественно по линии ЮЗ – СВ., с отклонениями к северу или востоку. Реже использовали направления Ю – С и ЮВ – СЗ. Параметры длины и ширины ямы определялись размерами тела, однако длина ям часто превосходит длину покойника. Глубина ям до 1 м. Наибольшие размеры, как в плане, так и по глубине имеют погребения человека в сопровождении коня. На глубину ямы мог влиять сезонный фактор, мерзлость грунта. От этого могла зависеть и локализация погребения по отношению к земной поверхности. Захоронения на почве и на насыпи могут быть обусловлены зимним периодом погребения.

Перед размещением умершего на месте погребения его могли уложить в дополнительное вместилище. На могильнике Санаторный–1 представлены разные типы мобильных дублирующих объемов: берестяные и деревянные. Возможно, что использовались вместилища из других органических материалов, например ткани или войлока. Простейшей замыкающей конструкцией часто выступала одежда погребенного. Более сложной системой являлось оборачивание трупа в лист бересты. Оборачивание четко фиксируется в детских погребениях. Ребенок укладывался на прямоугольное берестяное полотно. Сначала углом подворачивался нижний левый край, затем правый. Пеленались ноги, живот и грудь. В ногах лист не подворачивался. Более совершенной берестяной конструкцией являлся гроб. Берестяные погребальные гробы зафиксированы в детских и взрослых погребениях. Гробы изготавливались путем складывания (сгибания в углах) прямоугольного полотна бересты или сшивания отдельных деталей. Полотна бересты часто набирались и сшивались из нескольких листов. Кроме того, для прочности полотна формировались из нескольких слоев. В результате складывания листа получался прямоугольный объем в виде короба. К верхнему краю короба между стенкой и углом дополнительно пришивали берестяную ленту. Еще одна такая же лента нашивалась снаружи. Так же по краю пришивали деревянный кант в виде пруда. Подобная технология изготовления берестяных вместилищ различного назначения (чуманы – сосуды для жидкости, колыбели) широко известна у народов Западной Сибири: алтайцев, сибирских татар, хантов, кетов. По мнению С.Г. Рослякова и С.А Пилипенко, детский вариант погребального короба может являться колыбелью умершего младенца. Деревянные конструкции представлены колодами. Колоды изготавливались из ствола дерева. Длина колод 2,03 – 2,3 м, ширина в области ног погребенного 0,3 м, в области головы - 0,39 – 0,42 м. Высота колоды 0,15 – 0,22 м. Торцы колоды в плане вырублены в форме прямоугольника со слегка закругленными углами или овала. Выемка вырублена в форме четырехугольника. Боковые стенки снаружи прямые или слегка выпуклые. С внутренней стороны стенки вогнуты, их верхний край слегка нависает над выемкой. Дно колоды с внешней стороны по бокам корытообразное, снизу и изнутри ровное. В целом колоды сделаны по одному стандарту. Они значительно длиннее костяка погребенного и очень узкие. В верхнем уровне ширина выемки уже ширины тела покойного, у дна – в ширину тела. Кроме разного вида переносных конструкций при захоронении умерших на могильнике Санаторный–1 использовались дополнительные стационарные конструкции, которые сооружались непосредственно в могильной яме. К ним относятся деревянные обкладки боковых или торцовых стен. Так в торцах могильной ямы погребения 2 кургана 16 в дно вертикально вкопаны широкие плахи. В погребении одного из курганов доски были установлены вдоль продольных стен. В ряде случаев при подготовке погребальной конструкции использованы дополнительные подстилающие поверхности. В качестве подстилающих поверхностей в могилах на поверхности земли или в яме использовалась подсыпка из материкового суглинка, поперечные деревянные, иногда обожженные плашки, деревянный настил из продольных плах, берестяные листы. Береста клалась в один или несколько слоев. Иногда между слоями бересты насыпался слой суглинка. Береста могла настилаться на дно колоды, берестяного короба, на деревянные плашки.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Кариатиды и атланты
архаическая архитектура периптер храм Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих ...

Драматургия И. А. Крылова
После смерти отца (1778 год) семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлоп ...

Генезис христианской культуры и ее эволюция
Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. до н.э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне идеализма, как одна из ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы