Состояние музейного дела в начале 1990-х гг

Информация о культуре » Становление и развитие музейного дела в России » Состояние музейного дела в начале 1990-х гг

Страница 3

В последнее десятилетие XX века строятся и развиваются естественно-научные музеи, стремящиеся к достижению максимальной полноты показа взаимосвязанных природных компонентов. В результате большую роль в данной профильной группе стали приобретать музеи-заповедники и др. типы музеев с живыми экспозициями: музеи-аквариумы, террариумы, дендрарии, различные модификации зоопарков и ботанических садов, экологические тропы и т.п. Активизация этих музеев связана с повышенным интересом специалистов и широкой общественности к проблемам охраны живой природы, целостности экосистем и возрастающей популярностью отдыха на лоне природы, массовым увлечением населения любительским садоводством, цветоводством, содержанием домашних животных и т.п. В настоящее время группа естественно-научных музеев относится к числу активно развивающихся, что соответствует мировой тенденции.

В 1991 г. в Москве организован Всероссийский выставочный центр (с 1994 г. Государственное акционерное общество), основан на базе Выставки достижений народного хозяйства. Деятельность центра направлена на содействие развитию инфраструктуры России и предпринимательства, формирование рынка инновационной продукции и интеллектуальной собственности, продвижение товаров на внешние и внутренние рынки, взаимодействие с другими выставочными структурами, сочетание коммерческой и просветительной деятельности. Ежегодно здесь проходит свыше 200 выставок, ярмарок, салонов, смотров.

Итак, как видим, музеи второй половины ХХ в. занимали важное место в культурной жизни планеты.

Реализуя изначально присущую им хранительскую функцию, они по-прежнему проводили большую работу по комплектованию, консервации и атрибуции музейных коллекций. Для того чтобы сделать коллекции достоянием современного общества, музеи создавали новые экспозиции, рассчитанные на комплексное воспитание, эмоционально окрашенное воздействие на посетителя. В социалистических странах эта сфера музейной деятельности носила идеологический характер. С середины 80-х гг. музейные работники Советского Союза и стран Восточной Европы осознали необходимость модернизации своей деятельности, в первую очередь методов взаимодействия музея и посетителя.

Содействовать формированию нового мышления, утверждению гуманистических идей — в этом видят свою задачу современные музейные практики. Однако, чтобы осуществить эту миссию, музейные деятели должны осознать стоящие перед ними проблемы. Именно это и явилось стимулом формирования вместо музеографии –– чисто прикладной дисциплины, музеологии — теоретической научной дисциплины, которая в силу разнообразия форм музейной деятельности является междисциплинарной наукой, соприкасающейся с эстетикой, архитектурой, дизайном, педагогикой, семиотикой и т. д. Это в свою очередь породило господствующую в новой музеологии идею музея как особой коммуникативной системы, трактующей музей как среду, где осуществляются различные формы коммуникации.

Современные поиски новых подходов к музейной деятельности потребовали интенсификации взаимодействия музейных деятелей всего мира. Установление активных контактов между музейными деятелями в рамках их профессиональной организации ИКОМ способствовало выходу на новый уровень осмысления роли музея в распространении культуры, установлению взаимопонимания между народами, а также гуманистическому воспитанию человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Всеобший экономический кризис 1929 г. и развитие дизайна на Западе
Кризис на товарном рынке Зап. проявился в значит-м перепроизводстве товаров наряду с резким падением спроса на них. В конкурентной борьбе выигрывал тот, кто предлагал товары с более высоким уровнем потребительских свойств. Красивые и удоб ...

Индексы
Индексы — условные обозначения каких-то предметов или ситуаций; имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Иногда (но не обязательно) их стараются подбирать так, ...

Распространение гуманистических идей
Базель был главным, но не единственным центром распространения гуманистических идей в Швейцарии. Гуманисты в этой стране были сравнительно немногочисленны, большинство наиболее видных из них принадлежало к образованному клиру и позже акти ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы