Состояние музейного дела в начале 1990-х гг

Информация о культуре » Становление и развитие музейного дела в России » Состояние музейного дела в начале 1990-х гг

Страница 5

В период начала демократических реформ основными приоритетами культурной политики государства стали сохранение исторического и культурного наследия народов России, обеспечение доступа граждан к его использованию в непредвзятом виде и развитие национальных культур народов России (концепция развития культуры до 1999 г.). В соответствии с этой концепцией были приняты "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.) и затем Закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (1996 г.). Согласно этим документам Музейный фонд Российской Федерации определен как неотъемлемая часть культурного наследия народов нашей страны.

В Законе 1996 г. Музейный фонд Российской Федерации был разделен по видам собственности: государственная, муниципальная и частная с самостоятельным управлением каждой из этих частей. Однако механизм взаимодействия центральных и местных органов до сих пор до конца не проработан. Основное внимание Министерство культуры РФ сконцентрировало на сохранении, поддержке и государственном контроле над Музейным фондом страны, обеспечении деятельности музеев федерального подчинения, методическом обеспечении деятельности музеев, находящихся в подчинении органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также иных негосударственных музеев.

Основным средством осуществления долгосрочной государственной политики в области музейного дела стало финансирование целевых программ с долевым участием субъектов федерации, которые были заложены в концепции развития культуры. Трудное финансовое положение всей отрасли культуры, и в том числе музеев, приводит к тому, что целевые программы развития музейного дела в стране не выполняются или выполняются слишком медленно. В том числе программы по безопасности музеев и ремонтно-реставрационным работам, по централизованному пополнению государственной части Музейного фонда, программы стажирования, переподготовки и повышения квалификации кадров и др.

Сегодня музеи столкнулись со следующими негативными моментами:

- отсутствием твердой правовой защищенности их коллекций и имущества;

- совершенно недостаточным государственным финансированием при незначительном объеме других источников доходов;

- информационной изоляцией;

- слабым методическим обеспечением основных видов деятельности музеев;

- не разработанностью важнейших нормативных документов, регулирующих учет и сохранность музейных коллекций, даже само вхождение этих коллекций в государственный музейный фонд.

Все это приводит к тому, что музеи поставлены в почти полную административную и финансовую зависимость от местной власти. Более того, заметно вмешательство этих властей в область профессиональной компетенции музейных работников. Местные власти часто не способствуют деятельности музеев в направлении интеграции общественного сознания населения в соответствии с общероссийской культурной традицией. Музеям не хватает средств на содержание зданий, на пополнение и охрану своих фондовых коллекций, на информационное обеспечение, на развитие научной деятельности, на приобретение оборудования, повышение квалификации кадров и пр. Музейные работники месяцами не получают зарплату. В поисках средств музеи вынуждены обращаться к различным фондам и спонсорам. Как известно, спонсоров в нашей стране еще недостаточно, среди фондов наиболее активны иностранные. Однако они направляют свои усилия не на сохранение российской культурной традиции, а толкают музеи к коммерциализации и массовой культуре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Цвет
В природе не существует ничего бесцветного. В природе–все цвет, начиная с яркого спектра в его первичной чистоте и кончая сложнейшими переплетениями его цветовой игры до самых серых и черных оттенков, которые таят в себе сложнейшие и тонк ...

История мирового кинематографа
Кинематограф как техническое изобретение, еще не ставшее искусством, в первую очередь, был движущейся фотографией. Возможность запечатлеть движение в еще большей мере увеличила доверие к документальной достоверности фильмов. Данные психол ...

Мусульманское завоевание Индии
Начало исламизации Индии определяется 1000 годом, походом в Индию султана Махмуда . Завоеватели – турки ассимилировали чужую культуру. Индианизируясь, они сознательно не пытались изменить образ жизни и обычаи народа. Индийское общество л ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы