Состояние музейного дела в начале 1990-х гг

Информация о культуре » Становление и развитие музейного дела в России » Состояние музейного дела в начале 1990-х гг

Страница 2

В условиях политической и экономической нестабильности был принят ряд законов и нормативных актов, регулирующих отношения в сфере культуры, в том числе музейном деле и охране памятников, принято решение о выделении особо ценных культурных объектов (ОЦО), для которых Указом президента «Об особо ценных объектах культурного наследия Российской Федерации» от 30.11.1992 определялась особая система финансирования и мер безопасности. В первую очередь статус ОЦО получили по своему значению для культуры нации объекты, в том числе музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Изобразительным искусств музей им. А.С.Пушкина и т.д. Список ОЦО расширяется; Российским институтом культурологии ведется научная разработка принципов и методов выделения особо ценных музейных объектов. С апреля 1993 г. правовые отношения в области культуры основываются на Законе РФ «Основы законодательства РФ в области культуры». В 1993 г. вступил в действие Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», направленный на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них. Закон призван способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов РФ и других государств с культурными ценностями друг друга.

С начала 1990-х гг. обозначился новый период в развитии краеведения. В 1990 состоялся учредительный съезд краеведов России, утвердивший образование Союза краеведов России – добровольной общественной организации краеведов и краеведческого объединения. Современные общества краеведческого характера имеют разнообразные профили: географические, исторические, церковные, литературные и др. В их число сегодня не включаются местные учебные и научно-исследовательские институты, краеведческие музеи, метеорологические станции.

Краеведение признается одной из значительных программ Российского фонда культуры, а с 1992г. – РАН. С демократизацией общества и тенденцией более самостоятельного развития отдельных регионов страны, значение краеведения становится всё очевиднее и заметны признаки возрождения краеведческого движения. К началу 1992 г. в России насчитывалось 513 краеведческих музеев (из них 338 филиалов), то есть 41,5% музейной сети. Происходит переосмысление их роли и статуса, всех направлений деятельности. Идет поиск иных, негосударственных источников финансирования. Многим музеям приходится освобождать помещения в связи с возвращением культовых зданий православной церкви (Челябинский, Тамбовский, Липецкий и др.). Значение краеведческих музеев поднимается на качественно новый уровень, обусловленный общественным движением по возрождению российской провинции.

На рубеже 1990-х гг. в России насчитывалось около 300 исторических музеев, в том числе более 200 филиалов. Исторические музеи являются одним из наиболее интенсивно развивающихся групп музеев: в исторические музеи преобразуются краеведческие музеи, создаются новые музеи – истории городов, историко-бытовые (музей «Старый Владимир», Музей Тверского быта, Музей быта Екатеринбурга) и др. В своей экспозиции и выставочной работе исторические музеи ныне пытаются сделать акцент на популяризацию богатейшего культурного наследия России, они отзываются на изменение состава посетителей, среди которых преобладают не туристы, как это было до недавнего времени, а местные жители.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Ограниченная палитра
Используя обширный арсенал средств, художник достигает большей убедительности, конкретности в изображении. Умело используя художественную форму, подчиняя формальные средства своей воле, направляя их на осуществление замысла, художник созд ...

Краткие сведения о направлениях и эпохах в живописи
Возрождение Эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множест ...

Живая сила огня
По народным представлениям, в Иванов день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Пламя костров символизировало июньское солнце. Сам по себе «ярилин огонь» призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он озна ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы