Развитие музейного дела в 1920-1930-е гг

Информация о культуре » Становление и развитие музейного дела в России » Развитие музейного дела в 1920-1930-е гг

Страница 12

С середины 1930-х гг. впервые к музеям предъявляется требование создания системы работы со школой, для чего в 1934 г. при Музейном отделе Наркомпроса создается школьная комиссия и аналогичные комиссии в музеях (первая возникла в Русском музее в 1931 г.), практикуется проведение конкурсов на лучшую работу музеев со школой, заключение договоров о шефстве над школами, а также подготовка учителей к самостоятельному проведению музейных уроков и экскурсий (однако в стране так и не сложилась традиция осмотра музеев школьниками с учителями, существующая в других странах).

В первое послеоктябрьское десятилетие приобрело большие масштабы экскурсионное дело, хотя практические и теоретические вопросы экскурсионного дела разрабатывались в первые годы XX в. И.В.Гревс, Н.А.Гейнике, Н.П.Анциферов, Б.Е.Райков, Д.Н.Кайгородов, В.А.Герд, А.В.Бакушинский, А.Я.Закс и др. представители экскурсионной школы, опираясь на отечественный и зарубежный опыт, обосновали теоретические принципы и организационно-методические основы экскурсионного дела. Разработанный ими экскурсионный метод основан на совокупности характеристик: первичности зрительного впечатления, превалирования показа над рассказом (значение словесного комментария), моторности (передвижение по определенному маршруту и осмотр объекта с разных сторон и расстояний), а также тематичности. Большая роль отводилась экскурсоводу, его профессиональному мастерству, умение активизировать экскурсантов и «оживить» материал экскурсии. Сначала экскурсионный метод разрабатывался для экскурсий на «открытом воздухе» и лишь впоследствии был спроецирован на музейные экскурсии.

Большую роль в становлении экскурсионного дела были призваны сыграть Центрально бюро краеведения (1921-24 гг.), а также Петроградский научно-исследовательский экскурсионный институт (1921-1925), цель которых состояла в изучении «экскурсиоведения по всем областям жизни природы и человеческой культуры» для создания «цельной образовательной системы». Для подготовки кадров экскурсионных работников в Петрограде и Москве были созданы инструкторские экскурсионные станции.

В первые десятилетия XX в. был опубликован ряд работ по экскурсионному делу, издавались журналы «Русский экскурсант» (Ярославль), «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Экскурсионный вестник» (Москва), «Экскурсионное дело» (Петроград). Содержание экскурсионного дела в этот период заключалось в изучении мировой и отечественной истории, природных и культурных достопримечательностей страны, особенностей национальной культуры. С середины 1920-х гг. экскурсионное дело достигло наивысшего расцвета, однако к концу 1920-х – началу 1930-х гг. его развитие, как и краеведения, было приостановлено. Многие экскурсионные работники и краеведы подверглись репрессиям, а экскурсионные организации были реорганизованы. Уже с середины 1920-х гг. экскурсионное дело стало развиваться под руководством Главполитпросвета. В 1928 г. вместо ликвидированного Российского общества туристов (РОТ) было создано Общество пролетарского туризма, преобразованное затем во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (1930). С 1936 руководство туризмом и экскурсиями стало осуществлять созданное при ВЦСПС Центрально туристско-экскурсионное управление. Уже в начале 1920-х гг. в экскурсионном деле всё больше внимания стало уделяться пропаганде революционных завоеваний, а согласно решениям IV съезда обществ политпросвета (1926) экскурсионное дело должно было строиться только на основе марксистско-ленинской идеологии. С начала 1930-х гг. угасает творческо-исследовательский подход к решению методических, содержательных проблем экскурсионного дела. Музеи провозглашаются политико-пропагандистскими центрами, а экскурсия из научного комментария к экспозициям превращается в агитацию идеологического характера.

Но наблюдались и позитивные результаты деятельности музеев по изучению и охране историко-культурных ценностей, особенно в сотрудничестве музеев с научными учреждениями. Например, идея создания Музея истории религии возникла в начале 1930-х годов в среде учёных Института этнографии АН СССР. В 1928 году В.Г. Богораз – Тан, выдающийся российский этнограф и языковед, предложил организовать в Ленинграде выставку по типологии и истории религии, основанную на подлинных экспонатах. Под его руководством сотрудники Музея антропологии и этнографии при помощи работников академической библиотеки и при содействии учёных Эрмитажа создали новую выставку. Она открылась 16 апреля 1930 года в Зимнем дворце. Здесь были представлены многие уникальные предметы культа из Африки, Индии, Китая, картины и скульптуры известных мастеров, редкие книги, рукописи. Выставка пользовалась определённым успехом, поэтому встал вопрос о том, чтобы превратить её в постоянно действующий музей. Музей был создан решением Президиума Академии наук СССР от 7 сентября 1930 года и открыт 15 ноября 1932 года в помещении Казанского собора. Первым директором музея стал В. Г. Богораз – Тан.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Еще по теме:

Театр как сфера диалога
Рассмотрим основные особенности театрального искусства, важные с точки зрения философского подхода и наиболее важные для нашего исследования. Во-первых, это ситуация «здесь и сейчас» играемого спектакля; действие происходит, случается в ...

Виды молодежных субкультур
Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субку ...

«Пристань на севере» Константина Коровина
Хотелось бы поподробнее остановиться на одной из картин, написанных под впечатлением от северного путешествия. Это «Пристань на севере», которую художник завершил уже по возвращении из поездки (1895 г.). Работа хранится в Тюменском област ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы