«Пристань на севере» Константина Коровина

Информация о культуре » Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала XX веков » «Пристань на севере» Константина Коровина

Хотелось бы поподробнее остановиться на одной из картин, написанных под впечатлением от северного путешествия. Это «Пристань на севере», которую художник завершил уже по возвращении из поездки (1895 г.). Работа хранится в Тюменском областном музее изобразительных искусств, что и послужило дополнительным аргументом в пользу выбора именно этого произведения для подробного рассмотрения.

Что же это? Первый беглый взгляд глаз отчетливо определяет весьма строгий и аскетичный натюрморт с двумя рыбами. Но это далеко не все, рыбы слегка сдвинуты от центра вправо, что дает возможность глазу проскользнуть дальше, «вглубь» картины, где мы видим бытовую сценку отдыха рыбаков: кто-то сидит, кто-то лежит, все они увлечены каким-то отнюдь не рабочим моментом, возможно, игрой в карты, удочки лежат поодаль. Несмотря на суровость, Север не безлюден. Во всех северных работах Коровин изображает или людей, или следы человеческой деятельности. И все это – и рыбы, и рыбаки – вписано в лаконичный и вместе с тем величественный северный пейзаж, так знакомый нам по другим северным работам Коровина. Преобладающие в картине горизонтали объединяют произведение, которое, по сути, является синтезом трех жанров, в одно целое. Все подчиняется горизонталям, подчеркивающим покой и вместе тем живой трепет жизни в данный конкретный момент: и лежащие рыбы, и направление досок пристани, и отдыхающие рыбаки, и невысокие ряды бочек, и плавные линии холмов на горизонте, и даже низкое северное небо. Вместе с тем практически свободная диагональ, идущая от левого нижнего угла картины к правому верхнему совершенно отчетливо выделяет два плана. Лишь однажды эта диагональ пересекается удочками, и именно эта небольшая деталь не дает композиции распасться на натюрморт и бытовую сценку.

Цветовая гамма «Пристани на севере» серебристо-приглушенная, преобладают охристые, серовато-лиловые, бурые, сизые тона. Совершенно отсутствуют какие бы то ни было яркие пятна. Самыми яркими на картине мы видим полосы на одежде лежащего рыбака, они-то во многом и привлекают внимание к этой группке людей, которые практически сливаются с окружающей средой. Итак, «овладев разнообразием красочной палитры в предшествующие годы, живописец обратился к сдержанной серебристо-серой, почти монохромной цветовой гамме, которой только и можно было передать ощущение северной природы». Широкие, уверенные мазки, отсутствие детализации, богатство тоновых переходов, несмотря на сдержанность палитры – все это характерно для северных работ Коровина.

В этой работе мы можем проследить черты характерные для работ русских импрессионистов. Это «этюдность» и некоторая незавершенность, которые обеспечивают тот «трепет жизни», который был столь значим для них. Это и отсутствие той динамизации, которая была характерна для городской Франции, ведь ритм жизни европейских городов несравним с ритмом русской жизни вообще и русского севера в частности: русское «мгновение», как ни крути, «продолжительнее» французского. Это и большая нагруженность смыслом: русский импрессионизм так и не перешел до конца в разряд живописи ради живописи. За этюдностью по-прежнему стоит нагруженность смыслом, что отлично видно на примере северного цикла. Овладев «внешностью» в «Пристани на севере», Коровин при этом не отпускал и присущее русскому искусству содержательное начало. За фрагментарностью – продуманная композиция, за мимолетностью момента – ясное смысловое начало: рыбная ловля – основа северного быта, а выловленная рыба – то, что обеспечивает рыбакам возможность безмятежного отдыха даже в условиях северной действительности с ее холодным летом и надвигающейся суровой зимой. При этом, конечно, стоит отметить, что Коровин виртуозно владеет импрессионистическими приемами передачи свето-воздушной среды: легкая серебристая туманная дымка задает колорит картине, диктует отсутствие резких контрастов, общую приглушенность палитры и некую обобщенность фигур.

Северные работы Коровина сыграли особую роль в русской живописи. Причем их значение не сводится только к непосредственному влиянию на живопись других художников. Самое важное то, что они открыли для русского искусства природу Заполярья, которая стала впоследствии источником вдохновения для многих живописцев.

Еще по теме:

Коллекционирование в Древней Греции
Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и о ...

Музейное строительство во второй половине 40-х – 50-е гг ХХ века
В послевоенные годы положение основной массы музеев было крайне тяжелым из-за отсутствия помещений, нищенских ассигнований и нехватки кадров. Существовала опасность утраты ценных материалов из-за катастрофического состояния хранилищ и от ...

Корин Павел Дмитриевич
Корин Павел Дмитриевич (1892-1967), русский художник. Родился в Палехе 25 июня (7 июля) 1892 в семье иконописца. В 1912 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1916. Среди его наставников были К.А.Кор ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы