Развитие музейного дела в 1920-1930-е гг

Информация о культуре » Становление и развитие музейного дела в России » Развитие музейного дела в 1920-1930-е гг

Страница 13

Также в интересном направлении шла деятельность научно-просветительной работы медицинских музеев. Первыми послереволюционными медицинскими музеями были Музей здравоохранения в Петербурге и Государственный музей социалистической гигиены Наркомздрава РСФСР, созданные в 1919 г. В 1920-30-е гг. медицинские музеи сыграли большую роль в развитии санитарного просвещения и в борьбе за оздоровление условий труда и быта. К 1926 г. во многих промышленных городах СССР существовали музеи по проблемам социалистической гигиены, гигиены труда и профессиональным заболеваниям. В 1934 г. в Москве открыт музей охраны материнства и младенчества. Первый музей по истории военной медицины в России открыт в 1942 г. в Москве.

Из общей картины музейного дела России 1920-40-х гг. можно выделить её один тип музеев - научно-технические. В конце XIX – начале XX века по мере возрастания роли науки и техники все большее значение приобретало осмысление исторического пути, пройденного человечеством в процессе накопления рациональных знаний и навыков. Проекты создания в России музея науки и техники с использованием новейших достижений мировой музейной теории и практики разрабатывались в 1915 г. Н.А.Умовым, П.ПюЛазаревым, В.И.Вернадским. 1-я мировая война и революция 1917 г. в России отодвинули осуществление этих идей, и лишь в конце 1920-х – начале 1930-х гг. ненадолго появилась возможность их частичной реализации: в ходе технической реконструкции шла массовая утилизация образцов старой техники, инструментов и приборов, а процесс перестройки и перепрофилирования ряда старых музеев открывал пути свободному движению коллекций и собраний. В созданном при Институте истории науки и техники АН СССР Музее истории науки и техники (Ленинград, 1931-36) удалось собрать внушительные коллекции первоклассных памятников за счет выделения непрофильных и дублетных материалов из древних музеев, сбора образцов старой техники и приборов (поступали как устаревшие их научных учреждений и с предприятий; спец. Постановлением Леноблисполкома запрещалось уничтожение старой техники), дарений частных лиц; разрабатывалась комплексная экспозиция по истории науки и техники, где главной задачей был показ не вещей, а идей. В Москве при Комакадемии Истории науки С.Л.Соболь начал собирать материалы для музея микроскопии (коллекция временно хранится и экспонируется в Политехническом музее); при научно-исследовательском секторе ВСНХ СССР был основан Музей истории химии; исторический и музеологический интерес представляет попытка создания грандиозного Дворца техники (начало 1930-х, Москва), в разработке проекта экспозиции которого участвовали ведущие историки науки и техники, музейные работники. Наметились контуры сети историко-научных и историко-технических музеев, зарождались элементы такого направления в музеологии, как промышленная археология.

В 1920-30-е гг. тенденция реализации идей, сформулированных российским научно-техническим сообществом на рубеже XIX – XX вв., не была единственной. Сторонники другой тенденции последовательно проводили линию на развитие сети политехнических музеев, учитывающих регионально-отраслевую специфику и служивших одним из орудий технической пропаганды; они считали, что «излишний историзм» представлял главную опасность, вел к отрыву науки и техники от современности. Развитию этой тенденции способствовала общегосударственная компания индустриализации, которая в свою очередь поставила вопрос о высококвалифицированных кадрах, способных внедрить и использовать новую технику. Ряд специальных партийных и правительственных постановлений (о преподавании истории техники, о технической пропаганде и о политехнизации школы) инициировал широкое ведение преподавания истории науки и техники в вузах и оказал мощное воздействие на процесс и характер формирования сети научно-технических музеев. Особенно это проявлялось в уточнении профиля краеведческих музеев и возникновении производственно-технических музеев на новостройках (Магнитогорск, Кузнецкстрой и др.). Практический, почти утилитарный подход к науке и технике и сведение роли музеев науки и техники к вспомогательному средству государственного строительства предопределили недолгую жизнь многих из возникших тогда музеев.

Если приводить статистические данные, то на начало 1939 г. в Советском Союзе существовали музеи следующих профилей:

Краеведческие …………………………………………………….399

Искусствоведческие ………………………………………………78

Отраслевые (промышленные,сельскохозяйственные) …… .… .55

исторические ……………………………………………………….52

историко-революционные.…………………………………………49

природоведческие ………………………………………………….44

мемориальные ………………………………………………………39

охраны здоровья ……………………………………………………36

антирелигиозные ….……………………………………………… 29

педагогические …… ……………………………………………… 7

политехнические …………………………………………………….6

Всего ……………………………………………………………….794

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

Еще по теме:

Мистика и история
На смену киберпанку постепенно приходят вещи мистические и историко-мистические. 1991 год радует началом сериала "Легенда о королях-драконах" (1991-1993) о четырех братьях, обнаруживших в себе мистические способности легендарны ...

Деятельность американской дизайнерской группы сайт
Дизайн-группа САЙТ, от англ. «Sculpture in the environment», что в переводе на русский означает «Скульптура в окружающей среде. Лидер группы – Джеймс Вайнс, скульптор по образованию, преподаватель Парсонз-школы дизайна в Нью-Йорке. С сам ...

Субкультура как социальный феномен
Прежде всего следует разобраться с самим термином. Сответственно словарю, субкультура (подкультура, лат. Sub — под и лат. Cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) в социологии и культурологии — часть культуры общества, о ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы