Архитектура эпохи Древнего царства. Египет

Информация о культуре » Архитектура эпохи Древнего царства. Египет

Страница 8

Иной характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий (ок. 2500—2300 гг. до н. э.). Они намного уступают по размерам пирамидам царей IV династии, не превышая 70 м в высоту, и сложены из небольших блоков, частично даже из бута. Сооружение колоссальных пирамид ложилось слишком тяжелым бременем на экономику страны, отрывая массу населения от земледельческих работ и вызывая недовольство номовой знати. Возможно, что именно этим была вызвана смена династии. Новые фараоны, которые уже в силу обстоятельств своего воцарения были вынуждены считаться с номовой знатью, не могли напрягать все силы страны для сооружения своих гробниц, чем и объясняется снижение размеров и качества кладки последних. Тем большее внимание уделяется теперь оформлению пирамидных храмов. Их стены в значительно большей степени покрываются цветными рельефами, прославляющими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта. Мы видим здесь, как богини кормят его грудью, как он в образе сфинкса топчет врагов, как прибывает из победоносного похода его флот. Размеры пирамидных храмов увеличиваются, их архитектурное убранство усложняется. Именно здесь впервые появляются ставшие затем столь характерными для египетской архитектуры колонны в форме связок нераспустившихся папирусов или бутонов лотосов, пилястры в форме цветов лотоса. Возникает и третий тип египетской колонны- пальмовидный. Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени, в частности, появляется новый тип зданий так называемые солнечные храмы. Такой храм устраивали на возвышении, которое обносилось стеной. Внутри стены находился большой открытый двор с молельнями, а в центре стоял сам объект культа — колоссальный каменный обелиск. Его верхушка обивалась позолоченной медью и ярко блестела на солнце. Перед обелиском находился огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине. К числу самых замечательных из них принадлежит храм Ниусир-Ра в Абидосе.

Центральное место в этом ансамбле отводилось каменному обелиску, служившему главным объектом солярного культа. Его игла, покрытая золоченой медью, отражала солнечные лучи. Обелиск, как и весь комплекс храма, включавший открытый двор и крытые молельни, установлен на возвышении в виде террасы, обнесенной стеной. Он невелик, но массивен по пропорциям. Внешний вид его символизировал священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившееся из бездны. Создание формы обелиска принадлежит Древнему царству, хотя на том этапе обелиски входили только в ансамбль солнечных храмов.

Архитектура 5-й династии развивается под знаком ослабления монументальности. Столб заменяется колонной. Гладь стены, лаконизм широких плоскостей уступают место живописному рельефу, пирамида значительно уменьшается в размерах (высота пирамиды Саху-Ра в Абисуре не превышает 70м.). План поминальных храмов 5-й династии в общем одинаков с хефреновским памятником. Но самым главным завоеванием этого искусства является появление здесь «растительной» колонны, получившей отсюда свое дальнейшее развитие и удерживающейся затем на всем протяжении развития египетского искусства. Типичным уже для искусства 5-й династии является то, что колонны нескольких видов (ордеров) встречаются иногда в одном и том же памятнике. Так, например, в заупокойном храме Саху-Ра одновременно встречается простая цилиндрическая колонна, пальмовидная и папирусообразная. Все виды растительных колонн (кроме упомянутых, еще лотосообразная) характеризуются для рассматриваемого периода большим изяществом и элегантностью пропорций.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Судьба самарских храмов 1917 – 1980 гг
1917 г. открыл новую трагическую страницу истории. После революции положение церкви изменилось. 21 января 1918 года опубликован декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». С этого момент ...

«Переход Суворова через Альпы»
В первых трех картинах была неразрешенная трагическая спазма национального духа; в "Ермаке" - убедительный документ родовой гордости, историческая хартия своего происхождения, в "Суворове" - только патриотическая тема. ...

Математика
Основные научные достижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья. Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. - и особенно в IX-Х вв. - арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, т ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы