Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория делится по возрастному признаку на детскую и взрослую; а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам (семьи, групповые или одиночные, студенты, пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями т.д.) Образовательные программы учитывают специфику конкретного музея и особенности его музейного собрания.
Современная образовательная ситуация в музее требует от посетителя достаточной активности в овладении им ценностным потенциалом, заложенным в музейных предметах. Большое внимание уделяется развитию воображения и чувств, путем применения нестандартных решений в построении экспозиции и формах работы с посетителем. Главная цель образовательного процесса в музее — включение индивида в единое историко-культурное пространство. Для достижения этой цели необходимо решить ряд таких задач, как формирование ценностного отношения к предметной стороне действительности, развитие ассоциативного воображения, способности к самостоятельному суждению, творческой деятельности и самоанализу, внутреннее стремление к межкультурному диалогу. Эти задачи реализуются только в специфически организованном музейном образовательном процессе.
Музейный образовательный процесс в современном его понимании строится на принципе диалога. Это создает условия для активного включения индивида в процесс творческого саморазвития, который потребует от него полной активизации всех сфер высшей нервной деятельности. Образовательный процесс в музее сочетает рациональный и ценностный аспекты, и являются творческой деятельностью, состоящей из нескольких этапов:
I этап — накопление историко-культурного опыта, эмоциональных, впечатлений от общения с подлинными предметами, образов, возникших в сознании в ходе «переживания» музейных предметов, чувственного опыта познания прошлой действительности, тактильных ощущений. А так же опыта самопознания, познания личных возможностей, своего творческого потенциала и, как следствие, — нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
II этап — осознание музея как культурно-исторического феномена. Формирование образа музея в сознании.
III этап — осмысление музейного предмета, предполагающее сочетание чувства, разума и действия. На этом этапе создается предпосылка к диалогу с ушедшими культурными реальностями.
Образовательные возможности музея реализуются в большей степени благодаря развитию такой научной и практической деятельности, как музейная педагогика, включающая в себя как представление музейной информации, управление процессом ее восприятия, так и изучение эффективности ее воздействия на музейную аудиторию.
Сегодня все музеи библиотеки России понимают необходимость внедрения новейших компьютерных технологий в повседневную практику. В последние годы в библиотеках и музеях развивается компьютеризация и PR.
Основная проблема на пути компьютеризации музейных библиотек — проблема выбора авторитетного, перспективного программного обеспечения.Библиотекарям в этой работе нужен компетентный, профессиональный совет и помощь.
Еще по теме:
Возрождение дизайнерского образа в СССР после ВОВ
Война нанесла огромн. ущерб советской экономике. В марте 1946 г. был принят 4-й пятилетний план – план восстановл-я и развит. хозяйства,
особенно тяжелой промышл-ти. Поэтому активную роль в выполн-и этого плана стали играть художники-кон ...
Лозоплетение
Лозоплетение является одним из основных способов обработки дерева. Еще в эпоху каменного века, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, циновок, сетей. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза.
Исторически сложилось множ ...
Исторические условия формирования культуры европейского Средневековья
Условием формирования культуры европейского средневековья стало христианство в форме капитализма. Это уже не было первобытное христианство, характерное для периода распада Римской империи.
...